Глубокая аналитика соцмедиа: как исследовательский центр Sidorin Lab помогает брендам понять своего потребителя

Отдел мониторинга и аналитики: принципы работы и развитие подходов
Отследить, проанализировать и предупредить — так тремя словами можно описать ежедневную работу сотрудников отдела на ORM-направлении (Online Reputation Management, или управление репутацией). Анализ упоминаний в интернете обеспечивает бизнес клиента доказательной базой для дальнейшего принятия решений.
«Мы обрабатываем десятки миллионов упоминаний: смотрим, за что компанию хвалят, а за что критикуют. Где разворачиваются самые активные дискуссии? Кто их участники? Иметь быстрый доступ к таким данным — значит контролировать информационное поле и оперативно реагировать на изменение настроений. Любая компания, которой небезразлична лояльность клиентов, использует этот инструмент».
Аналитики SL работают
со всеми формами социальных медиа: соцсетями,
форумами, блогами, Telegram-каналами. Здесь пользователи делятся мнениями,
спорят и советуются, комментируют и репостят новости, создают сообщества по
интересам. Чтобы охватить широкую аудиторию и получить доступ к большой базе
источников, в команде используют Brand Analytics и в 99% случаев
применяют эту систему. Однако определяют тональность сообщений
сотрудники вручную — машины не научились справляться с этой работой на
должном уровне. От отслеживания упоминаний в целях ORM к глубоким исследованиям — так развивалась работа отдела.
Сегодня аналитику социальных медиа используют не только в краткосрочных целях, например, обратить
внимание на негатив и «потушить
пожар», но и для построения долгосрочных
бизнес-стратегий. Когда клиенты SL осознали
эффективность и потенциал аналитики соцмедиа, стали приходить с запросами,
выходящими за рамки традиционного ORM: выявить предпочтения
потребителей в конкретной нише, проанализировать конкурентное окружение, оценить инфлюенс-маркетинг. Первым кейсом стало исследование для
производителя детского питания. Компания хотела изучить психологические
проблемы мам в последний триместр беременности и первые полгода после родов.
Эти данные помогли выстроить коммуникационную стратегию, которая действительно
соответствовала потребностям аудитории. Чтобы найти подход к потребителю, его нужно понять. Всестороннее знание о потребителе, его привычках, интересах и желаниях позволяет брендам выстраивать коммуникации на более качественном уровне. Это касается не только компаний, которые занимаются производством или продажей товаров и услуг Еще одна цель проведения исследований
— оценить эффективность коммуникаций: PR-кампаний, статей,
новостей. Данные показывают бизнесу, где, как и в какой тональности обсуждали
тот или иной инфоповод. Если результат не оправдал ожиданий — это сигнал
провести работу над ошибками. Аналитика соцмедиа может стать эффективным
инструментом риск-менеджмента. Мониторинг и сбор упоминаний покажет, когда
какой-либо тренд начнет набирать обороты, а анализ в динамике поможет
спрогнозировать дальнейшее развитие события. Это шанс решить проблему до ее
обострения или минимизировать потенциальный ущерб. За семь лет работы центр
углубил экспертизу — сейчас команда работает c FMCG, Retail, авто, финансами,
политическими и нестандартными исследованиями. Проекты вызывают интерес у СМИ,
а профильные мероприятия отмечают исследования наградами. В 2024 году команда SL забрала
призы в
трех номинациях «Хрустального шара» — конкурса кейсов по
аналитике соцмедиа, организованном Brand Analytics. Главное достижение — победа в номинации «Исследования
общественно значимых проблем» с кейсом «Подделай меня, если сможешь!». Аналитики изучили сегмент контрафактной продукции на крупных российских
маркетплейсах и выявили самые подделываемые продуктовые категории. Общественно значимые
проблемы не первый раз попадают в зону интересов исследовательского центра. Например,
свой первый «Хрустальный шар» SL получили за
проект «Осторожно!
Мошенники в соцсетях». Аналитики выяснили, как
часто аккаунты подвергаются взломам, кто наиболее уязвим в этой ситуации и
каковы шансы восстановить доступ. Команда SL запускает
и публичные проекты, где изучает интересные массовой аудитории явления.
Например, к Новому году вышли исследования об искусственных и натуральных елках и предпочтениях в выборе салатов — «битва оливье и селедки под шубой». Такие проекты
получают широкий медийный отклик. Их публикуют как блогеры, так и
серьезные СМИ. Например, в РБК рассказали об
исследовании исчезающих
слов, в котором аналитики SL изучили 56
000 сообщений с регионализмами. Самое время
узнать значения слов «пызылах», «катулька», «чирики»,
пока они не вышли из употребления. Опыт исследовательского
центра показал: данные
соцмедиа более достоверны, чем информация,
полученная в искусственно созданных условиях. Но даже
такой инструмент имеет ограничения — не вся
аудитория брендов представлена в интернете. Одни
просто не сидят в соцсетях, другие осознанно не оставляют цифровой след. Для
таких «труднодоступных» групп нужны свои инструменты: опросы,
фокус-группы, полевые исследования. Поэтому команда обогащает
набор услуг классическими исследованиями. Например, онлайн-панели,
таргетируемые на нужную аудиторию, помогают получить те данные, которые
недоступны в соцмедиа или представлены фрагментарно. Именно комбинирование традиционных и цифровых подходов дает более
точные результаты исследований. Большая часть аналитиков
SL — социологи по образованию, поэтому классические
исследования для них привычная и понятная сфера. Вопреки стереотипу,
что аналитики — далекие от креатива технари, в отделе
работают инициативные и увлеченные ребята.
Они с одинаковым энтузиазмом берутся и за серьезные
аналитические задачи, и за творческие проекты. Исследовательский центр SL выходит
за рамки простого анализа данных и дает
клиентам инструменты для принятия стратегических решений. Если бренды хотят говорить с потребителем на одном языке,
начинать стоит именно с аналитики. Команда планирует
наращивать экспертизу на стыке классических и цифровых исследований, набирать в команду
крутых ребят и помогать бизнесу решать самые нетривиальные задачи.В 2018 году в аналитическом отделе Sidorin Lab было 14
специалистов. Сегодня — более 100 экспертов по мониторингу и аналитике
соцмедиа. Мы побеждаем в премиях, наши исследования публикуют ведущие СМИ. Как
мы стали полноценным исследовательским центром — рассказывает Евгений Кузнецов.

От мониторинга соцмедиа к
исследованиям: как у брендов появился запрос на глубокую аналитику
"Помню, к нам обратились маркетологи буквально в отчаянии: "Босс выбрал амбассадором бренда сомнительную персону, наши аргументы против не работают. Может, хотя бы исследованию он поверит".
Мы тогда проанализировали, кто реальная аудитория персоны, какого она возраста, как соотносится персона с ЦА бренда. Маркетологи были правы — поклонники инфлюенсера вообще не пересекались с покупателями компании. Репутация же у персоны была неоднозначной. Рисков больше, чем потенциальных плюсов.
Кстати, результаты исследования показались руководству бренда убедительными. Эту персону амбассадором не выбрали".Знакомство с потребителем:
зачем брендам нужны исследования
«Мы с этим исследованием „Хрустальный шар“ в прошлом году забрали. Изучили 21 Telegram-канал техбрендов-работодателей — смотрели на формат публикаций и реакцию подписчиков на них. Выявили такую закономерность, что наибольший интерес у аудитории вызывают розыгрыши, образовательные материалы и новости. Это на заметку эсэмэмщикам: хотите вести каналы эффективно — публикуйте полезный контент, информацию сопровождайте визуалом, внедряйте интерактивные форматы. Обычные текстовые посты почти не работают».
«Улучшайте или придумывайте новые продукты, корректируйте коммуникационные стратегии, запускайте новую рекламу и направления бизнеса. Оценивайте эффективность того, что у вас сейчас происходит. Возможности аналитики невероятно обширны».
Потребительские предпочтения,
интернет-мошенники и «битва салатов»: какие исследования проводит отдел
аналитики


Классические инструменты: как
будут развиваться исследования
«В соцмедиа мы изучаем мнение пишущих людей. Но мнение тех, кто не оставляет комментарии в интернете, тоже важно. К аудитории „молчунов“ нужно найти свой подход. К тому же есть темы, про которые просто не пишут».

«Аналитик должен быть, как минимум, думающим. Не просто смотреть на данные, а сразу задавать вопрос: „Почему так?“ Без инициативы и порой безумных идей — никуда. Я как руководитель это только поддерживаю».
