Как запустить маркетплейс в 2024 году
Зачем запускать маркетплейс?
Маркетплейс — это торговая платформа с несколькими продавцами, называемыми вендорами, где они продают свои товары или услуги. Покупатели приходят на маркетплейс и получают возможность приобрести товар у разных вендоров.
Перечислим несколько причин, почему запуск маркетплейса — очевидный выбор при переходе действующего бизнеса в онлайн или создания бизнеса с нуля сразу в онлайн-формате:
- Увеличение дохода. Маркетплейс поможет вам охватить более широкую аудиторию и увеличить продажи за счет ассортимента разных продавцов.
- Рентабельность. Создание маркетплейса является более выгодным, чем открытие физического магазина или продажа через сторонних розничных продавцов.
- Масштабируемость. Маркетплейс позволяет легко масштабировать бизнес за счет добавления новых товаров или услуг без необходимости в дополнительном физическом пространстве магазина.
- Данные о клиентах. Онлайн-платформы для маркетплейсов позволяют собирать ценные данные о клиентах, которые помогут вам лучше понять свою целевую аудиторию и улучшить вашу маркетинговую стратегию.
- Гибкость. Онлайн-площадкой можно управлять из любой точки планеты и в любое удобное время.
- Улучшение качества обслуживания клиентов. Маркетплейс позволяет обеспечить бесшовный и удобный процесс совершения покупок для ваших клиентов, что приводит к повышению их лояльности и удовлетворенности.
Виды маркетплейсов
В зависимости от целевой аудитории маркетплейсы подразделяются на:
- B2C (бизнес для потребителя). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг напрямую покупателям-физическим лицам. Примеры: Ozon, Wildberries и Lamoda.
- B2B (бизнес для бизнеса). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг другим юридическим лицам. Примеры: Allbiz и Пульс Цен.
- B2B2C (бизнес-бизнес-потребителю). Здесь покупателями могут быть как физические, так и юридические лица. Пример: Комус.
- P2P (одноранговая сеть). Здесь сделки выполняются между частными лицами напрямую. Примеры: Яндекс.Такси и Авито.
- D2C (Direct-to-Consumer). Онлайн-платформы, которые позволяют производителям продавать свою продукцию напрямую клиентам без посредников. Такие маркетплейсы становятся популярными, поскольку все больше потребителей предпочитают покупать товары непосредственно у производителя.
Еще одна классификация основывается на том, что продается на маркетплейсе:
- Маркетплейс товаров. Среди маркетплейсов, продающих исключительно товары, можно выделить Lamoda и Ozon.
- Маркетплейс услуг. Платформы, ориентированные только на продажу услуг — Фриланс.ру и Профи.
- Все в одном. Эта модель предполагает продажу товаров и услуг на одной платформе. Пример: Авито.
Альтернативно маркетплейсы можно разделить на:
- Нишевые. Эта модель предполагает создание маркетплейса для определенной ниши. Вы можете сосредоточиться на какой-то отрасли, которую вы знаете лучше всего: модной одежде, фармацевтике, автомобильных запчастях или любых других товарах/услугах, о которых у вас есть глубокие знания. Примеры: ВсеИнструменты.ру и М.Видео.
- Универсальные. Маркетплейсы, предлагающие широкий спектр товаров и услуг без определенной специализации. Примеры: Lamoda, Яндекс.Маркет, Wildberries.
В зависимости от географии присутствия маркетплейса бывают:
- Международные. Международный маркетплейс предполагает обмен товарами, услугами и идеями между странами мира независимо от их местонахождения.
- Локальные или региональные. Такие маркетплейсы соединяют покупателей и продавцов в пределах географического региона. Это позволяет людям покупать и продавать товары или услуги в пределах своего сообщества, способствуя местной торговле и поддерживая малый бизнес.
В зависимости от модели монетизации, владелец может получать доход за счет:
- Комиссии за услуги. На таких маркетплейсах взимается процент от каждой транзакции, совершенной на платформе. Эта модель часто используется платформами, на которых продают физические товары.
- Подписки. Платформы, работающие по подписке, взимают регулярную плату за доступ к маркетплейсу. Эту модель обычно используют бизнесы, предоставляющие доступ к цифровым продуктам или услугам.
- Гибридные. Такие маркетплейсы сочетают в себе модели комиссии и подписки. Например, платформа электронной коммерции может взимать комиссию с продаж, совершенных продавцами, но также предлагать этим продавцам премиальные услуги подписки для получения дополнительных привилегий и преимуществ.
Какими характеристиками должен обладать маркетплейс
Независимо от типа маркетплейса, есть ряд характеристик, которые определяют качественно спроектированный маркетплейс:
Удобный интерфейс