редакции Выбор
Китайский рынок водородных ячеек: чего ждать в ближайшем будущем?
В последние годы в Китае активно развиваются водородные технологии для автомобилей. Речь идет в первую очередь о водородных топливных ячейках для электрокаров, так как подача водорода в двигатель внутреннего сгорания была признана неэффективной и небезопасной технологией.
По сообщению государственной газеты Global Times, по состоянию на середину 2019 года, компания Great Wall Motor инвестировала 1 млрд юаней (~$150 млн) в водородные топливные ячейки, а два города в Китае представили официальные планы по постройке сетей заправок автомобилей водородом. Кроме того, японская Toyota в середине года объявила о сотрудничестве с китайскими автопроизводителями FAW и Higer Bus, которым японцы будут поставлять топливные ячейки.
Отметился тогда и Ван Ган — вице-председатель Народного политического консультативного совета Китая и «отец электромобилей» по версии китайских государственных медиа. Он заявил, что водород очень перспективен, и Китаю необходимо развивать коммерческие применения технологии.
Технология перспективна и вызывает интерес у бизнеса, однако судя по последним данным, производители пока сильно зависимы от государственной поддержки. Это видно, в частности, по скачкам объемов производства в течение года, которые совпадали с новостями и слухами о грядущих изменениях в государственном стимулировании отрасли.
Вместе с тем по информации на конец прошлого года, субсидии на автомобили на водородных ячейках все-таки собираются отменить к концу 2020 г. Без них эти автомобили станут значительно дороже. Например, автобусы — наиболее массово переходящий на «новую энергию» вид транспорта в Китае — при отмене субсидий будут стоить в 2 раза дороже. Согласно прогнозам, к текущей субсидированной стоимости производители смогут прийти только к 2030 году.
Таким образом, чтобы остаться конкурентоспособными, компаниям нужно будет либо резко снизить стоимость производства, либо работать в убыток. Ни то, ни другое не видится возможным в условиях торможения китайской экономики и, в частности, авторынка, которое не оставляет никакого инвестиционного оптимизма в отрасли. Похоже, рано китайское правительство решило отказаться от субсидий — поддержку стоит продлить, чтобы не загубить перспективную отрасль.
P.S. Следует заметить, что идея не подсаживать инновации на длительное государственное финансирование — сама по себе очень правильная, однако единый план и таймлайн субсидирования для разных технологий оказались не лучшим решением. Например, китайские электромобили на обычных аккумуляторах, скорее всего, ни в какой господдержке уже и правда не нуждаются. Однако водородные ячейки — технология еще не достаточно отработанная (например, в плане масштабирования), и здесь можно было бы и смягчить политику субсидирования.