5 проверенных стратегий не переплачивать сотрудникам
Многие рассматривают размер заработной платы как величину, которая просто уравновешивает предложение и спрос на сотрудников конкретных специальностей. Говоря человеческим языком, приходится платить своим сотрудникам среднюю зарплату по рынку, и других вариантов нет. Но в том и особенность рынка труда, что на баланс здесь влияет множество факторов, подчас субъективных.
Что же такое обоснованная зарплата, и как установитьеё оптимальный уровень?
Если у вас стартап, или просто небольшая компания, чье название ни о чём не говорит соискателю, то привлечь высококлассных специалистов сложно. Приходится либо снижать планку требований к кандидатам, либо платить им выше среднего. Третий вариант – задействовать личные связи. Так бывает довольно часто, когда руководитель набирает в команду знакомых, родственников и других людей, которые доверяют ему лично.
Но если у вас сильный с точки зрения HR бренд – вы сможете претендовать на лучших специалистов, и при этом платить им по рынку, а то и ниже.
За счёт чего это достигается?
Главное – выстроить последовательную HR-стратегию, в которой заработная плата – лишь один из компонентов. Вам нужно доказать соискателю, что сотрудничество с вашей компанией – это куда больше, чем просто «утром – деньги, вечером– стулья». Ведь чтобы привлечь толковых программистов, аналитиков, продажников нужно кое-что помимо денег.
Что для соискателя важно, когда он рассматривает вакансию?
- Какой опыт он получит в этой компании? Не будет ли это для него шагом назад? Ведь любой специалист стремится повысить свою стоимость на рынке труда.
- Интересна ли ему сама работа, решаемые на ней задачи?
- Стабильна ли эта компания? Мало кто устраивается на работу, заранее рассчитывая уволиться через несколько месяцев.
- Насколько там качественный менеджмент? Сюда входит всё, что связано с организацией труда: насколько прозрачны и понятны критерии эффективности, какая действует система штрафов и поощрений, и так далее.
- Насколько удобен график работы? Возможность работать по гибкому графику или удалённо часто является дополнительным плюсом для соискателя.
- Ну, и наконец, размер заработной платы.
Все эти пункты – выгоды, которые специалист получает от работы в вашей компании. Да-да, зарплата – это лишь один из них, и не столь важный, как это принято считать. За счет остальных отношение к размеру зарплаты у соискателя может значительно меняться – причем в обе стороны.
Соответственно, чтобы размер заработной платы для кандидатов имел как можно меньшее значение – нужно усилить влияние остальных факторов.
Что предпринять, чтобы не переплачивать сотрудникам?
Стратегия 1.
Само направление, которым вы занимаетесь, должно быть перспективным и интересным для ваших потенциальных сотрудников.
Стратегия 2.
Выстраивайте репутацию стабильного и добросовестного работодателя.
Стратегия 3.
Занимайтесь пиаром компании, показывайте, что вы – растущий проект, с которым могут «вырасти» и работающие в нем специалисты. Но учтите, что фразы про «успешную динамично развивающуюся компанию» на корпоративном сайте недостаточно. Желательно регулярно и подробно рассказывать о своих проектах, успехах, планах.
Стратегия 4.
Обеспечьте качественный менеджмент. Чтобы сотрудники четко понимали, чего от них хотят, как оценивается результат их работы, за что они несут ответственность, и так далее. Очень многие люди уходят даже с высокооплачиваемых мест, если им начинают «мотать нервы».
Стратегия 5.
Рассмотрите возможность гибкого графика и работы на удалённой основе. Это делает вашу компанию более привлекательной для кандидатов, а также позволяет работать с иногородними и даже зарубежными специалистами. В том числе можно привлечь людей из регионов с более низким уровнем зарплат.
Что вы думаете на этот счёт? С какими вариантами оптимизации затрат на заработную плату вы имели дело? Что эффективно, а что категорически неприемлемо?
Давайте обсудим!