Стартап: «Идея», «Реализация», «Продажи»…
«Идея ничего не стоит без реализации. Реализация ничего не стоит без продаж». Что нужно для «успешной» реализации? А что нужно для продаж? Об этом и о многом другом на примере конкретного стартапа.
Внимание! Статья ОЧЕНЬ длинная.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Тема стартапинга IT-продуктов была весьма популярна пару лет назад… Сегодня стартап не делал только ленивый. Сколько их — проваленных проектов? Тысячи, десятки тысяч?..
Стартап — "Идея"
… или рассказ о том, какие бывают изыскания в поисках идеи
Каждое выпущенное программное решение проходит долгий путь до продукта. Через проектирование, через разработку, через десяток прототипов и сотни версий, через фокус группы и тестирование……Но начинается всё с идеи, мысли, мало чем отличающейся от множества прочих. Мысли-предположения называют гипотезами. Любая гипотеза должна соответствовать критерию научности Поппера (проверяться на фальсифицируемость), иначе это не гипотеза, а бред.Идея для бизнеса, для продукта, для стартапа должна не просто проверяться на предмет "не бред ли это", но и на то, насколько у неё высокий потенциал финансовой успешности. Бизнес идеи-гипотезы возникают постоянно, за каждую из них не возьмешься. Поэтому и был выведен критерий принадлежности к идеям с высоким потенциалом финансовой успешности — базовый принцип, на соответствие которому проверяется любая новая идея. Этот тезис хоть и банален, но многие почему-то о нём забывают, звучит он следующим образом:Любую Идею нельзя считать успешной без Реализации. Любую Реализацию успешной делают только Продажи. Успех у Идеи будет только тогда, когда можешь Реализовать и Продать её.Вопрос о том, стоит ли вообще браться за идеи, отличные от понятия успешные (just for fun, например), оставим за рамками этой статьи. Подразумевая, что раз это бизнес-идея, она обязана быть успешной.Чтобы не быть голословными, рассказ поведем о нашем текущем проекте — сервисе Ahoba.co, о котором будет кратко рассказано ниже. Также будем ссылаться ещё на несколько уже закрытых продуктов, в разработке которых мы участвовали.
"Предок" проекта Ahoba.co сервис XYZ*
*в первой версии статьи вместо XYZ было реальное название нашего старого проекта, но по некоторым маркетинговым причинам пришлось заменить его условным XYZ, пожалуйста, не обессудьте.Что может значить "предок", относительно веб-проекта? Для разъяснения этого расскажу одну легенду, не соответствующую действительности, о том, как изобрели танк…Все мы знаем разновидность военной техники "танки" — тяжелые, бронированные машины с пушкой в башне, на гусеничном ходу. А как они возникли, как их изобрели? Логично предположить, что стояла задача: армии необходима самоходная пушка, защищенная от легкого оружия броней, с высокой проходимостью и т.д., — под эти требования и спроектировали танк. Как бы не так!Для сельского хозяйства давно была изобретена другая техника — трактор (поля пахать, сено таскать)… В одном из военных конфликтов из-за отсутствия вооружения на обычный сельский трактор была приварена броня и установлена легкая пушка. Эта конструкция оказалась настолько удачной, что породила новый вид военной техники — танки…Функционально наследование "от трактора к танку" идет как "от предка к потомку". Доказать это можно простым примером: трактор стрелять не может, а вот за танк вполне возможно плуг зацепить и поле вспахать…Не будем зацикливаться на достоверности этой легенды. Это просто шутка-пример о том, что трактор мог быть предком танка. Важно лишь то, что эта легенда наглядно иллюстрирует аналогию связи предок-потомок: XYZ — это трактор, а проект Ahoba.co — танк…Сервис XYZ задумывался как специализированный конструктор сайтов, узкой тематики: промо-сайты для Х. Как ни странно это прозвучит, но идея достаточно жизнеспособная. Введя в поисковую систему Y, увидим примеры таких промо-сайтов, т.е. спрос на них есть. Мы думали, что будет спрос и на инструмент для их создания. Есть и конкурентное преимущество — специализированность решения, есть и действенная бизнес-модель, основанная на активных продажах. Но… Рынок конструкторов сайтов перегружен, что доказывают многочисленные публикации. Уже только из названия одной из статей — "40 мощных бесплатных онлайн конструкторов сайтов" — понятно:- на рынке как минимум 40 конкурентов;
- в статье рассказывается о мощных конструкторах, значит, есть ещё категория не мощных, куда вполне может попасть новый продукт;
- в статье рассматриваются только бесплатные конструкторы, т.е. бывают и платные, что будет дополнительной конкуренцией.
Предпосылки к созданию проекта Ahoba.co
Есть общая потребность — "Сделать сайт".Чтобы реализовать эту потребность, нужно решить поставленные задачи:- Спроектировать структуру и функциональность сайта;
- Подготовить контент;
- Разработать дизайн;
- Сверстать фронтенд;
- Если нужно, настроить\запрограммировать бэкенд;
- Разместить сайт в интернете.
- универсальный конструктор сайтов;
- CMS-система;
- специализированный редактор.
От абстрактного "специализированный редактор" к "Ahoba.co Онлайн-инструмент для счастливого дизайна и магической верстки"
В этом повествовании мысли более-менее имеют четкое изложение, а последовательность рассуждений связная и логичная. Когда команда сервиса-предка XYZ первый раз коснулась этих вопросов, все чувствовали вышесказанное, знали это где-то на подсознательном уровне, но сформулировать не могли.Есть два вида очень близких, родственных продуктов: конструкторы сайтов и редакторы сайтов. Под "близкими" подразумеваем инструменты, созданные по принципам WYSIWYG (What You See Is What You Get, Что видишь, то и получишь). Условно, конструктор сайтов — урезанный редактор, но с возможностями хостинга и прочих смежных инструментов. Наш сервис был именно конструктором сайтов, мы хорошо изучили данный вид продуктов, а вот о редакторах сайтов не знали почти ничего.Спасибо случаю за статью, на которую натолкнулись совершенно случайно: 14 инструментов для веб-дизайна и веб-разработки на 2014 год, а именно за это предложение:...Macaw обещает ту же гибкость, что и редактор изображений, но при этом будет происходить написание семантического HTML и лаконичного CSS.Эта фраза в какой-то степени описывала ощущения от пользования нашим конструктором."Что же это за птица Macaw?", — спросили мы у Гугла, и Гугл ответил нам: нашумевшей компанией на Кикстартере, затем парой маркетинговых описаний, а потом и сравнительной статьей Macaw'а с 2 (ДВУМЯ) конкурентами — WebFlow и Adobe Edge Reflow CC. И, конечно, сайтом самого проекта, где можно скачать бесплатную 30-дневную версию — macaw.co.Вот так мы узнали о разновидности программного обеспечения визуальный редактор сайтов. Простыми словами его функции можно описать так:Рисуем макет, как в Photoshop'е, при этом сразу получаем готовую веб-страничку из html, css, JS и графических файлов, как будто фронтенд-разработчик сверстал её.Востребованы ли подобные продукты на рынке? По более чем успешной компании Macaw'а на Кикстартере, по популярности его основных конкурентов, можно сказать, что да.Итак, переходим от частного к общему — из специализированного конструктора промо-сайтов делаем редактор для приятного и быстрого дизайна и автоматизированной верстки. К тому же мы не будем ограничиваться дизайном веб-страниц, удобный инструмент и автоматизированная верстка будут полезны для создания е-майл писем с html-оформлением, PDF-документов, презентаций и…В том же "Фотошопе" рисуют как интерфейсы ПО, так и обрабатывают фото, создают графический контент и т.д. Зачем ограничивать область применения будущего онлайн-редактора для дизайна? Надо лишь расширить набор форматов конечных файлов под различные сферы использования.Эта идея сама диктует целевую аудиторию — как профессиональные дизайнеры, так и новички-любители. Работу и тех и других мы хотим сделать приятной, а автоматизированную верстку в качественный код преподнести на грани чуда. Так родился девиз-описание: "Онлайн-инструмент для счастливого дизайна и магической верстки". Позже, поработав над занятной частью брендинга — неймингом, родилось ничего не значащее, но задорно звучащее название Ahoba с подчеркивающим настроение проекта смайлом (; В таких изысканиях-рассуждениях и родилась идея проекта. Разобравшись с вопросом "идеи", переходим к рассказу о том, как воплотить "идею" в "реализацию".
Стартап — «Реализация»
"… а был ли мальчик?.."
Нет, ну, правда? А что такое стартап? Инкубаторы, тусовка, поиск инвесторов? Выстрелит или не выстрелит? "Не работать на дядю"? Свобода? Кстати, да. Свобода, это — свободный график, отсутствие обязательств или что?Я, как и многие, не люблю слово стартап. Как-то так получилось, что совсем не те ассоциации возникают с ним. Намного приятнее говорить начинающая продуктовая компания. И на уточняющий вопрос иронически отвечать: "Ага, булочки продаем…" Позже все же разъясним, что скрывает определение начинающая продуктовая, и кто имеет право называться компанией.Всю коммерческую разработку программного обеспечения можно разделить на два лагеря: заказная и продуктовая. Есть компании (или отделы внутри компаний), которые зарабатывают на разработке заказного ПО — у них есть заказчик, у заказчика есть задачи, которые и решаются средствами написанного ПО. Другие компании разрабатывают программные продукты — ПО, у которого нет заказчиков, а есть покупатели, чьи задачи оно и призвано решить.И те, и другие делают одно и то же — софт. У всех похожие команды одинаковых специалистов, почти одни и те же инструменты и методологии, но разное финансовое и маркетинговое позиционирование конечного результата труда.Называя софтовую компанию продуктовой, мы как раз подразумеваем, что ПО, которое она выпускает, будет иметь покупателей, а не заказчиков. От такой "мелочи" полностью меняется стратегия финансового планирования, перечень работ отдела маркетинга, бизнес-аналитика и т.д. И изменения эти происходят, разумеется, относительно производства компаний заказной разработки. Это не сложнее, не проще, но и пресловутой свободы (в данном контексте, очевидно, подразумевается свобода от заказчика) вы здесь не найдете, это просто по-другому.О слове "начинающая". Как сказал бы один меметичный "политик":Для любой компании никаких сакральных смыслов у слова "начинающая" нет. Но можно, сакрально выражаясь, обозначить стадию: "вчера нас не было, а сегодня мы есть". Соответственно, как и у всего, чего вчера не было, у нас типовые задачи: нам нужно решить и организовать все необходимое, чтобы сегодня быть. Поэтому нам больше чем уже начавшей компании необходимо заниматься организацией условий, вместо того чтобы эти условия использовать и просто быть.И самое главное: Что есть компания? Это финансовый актив*, все остальное вторично. ___*здесь и далее под активом будем подразумевать мероприятие, приносящее доход, условно не учитывая вопросов увеличения рыночной стоимости этого мероприятия.Например, когда стартап берет деньги у инвестора и начинает расходовать их — это пассив, т.е. то, на что тратятся деньги. Пока у стартапа не будет своего дохода, его никак не назовешь активом, соответственно, не назовешь компанией. Да, фаундеры получают свою ЗП из денег инвестора и имеют личный доход, но это не делает их затею активом. Заметим, я умышленно не рассмотрел стадию "стартап еще не получил сторонних вливаний", когда у него из всех финансовых потоков — только денежные и временные вложения участников. Можете сами охарактеризовать её по аналогии.Как же управлять начинающЕЙ, продуктовОЙ, не компанией, а стартапом? Так же как любым коммерческим мероприятием: минимизировать расходы, максимизировать доходы.Какие расходы у продуктовой софтовой компании (не столь важно начинающей ли):- Аренда рабочего помещения;
- Покупка/аренда рабочих станций и серверов;
- Покупка лицензий;
- Юридическое, банковское, бухгалтерское и т.д. обслуживание;
- Реклама и продвижение;
- ЗП сотрудников.
Проект или команда, яйцо или курица?
В индустриальную эпоху основными ресурсами были: средства производства и низкоквалифицированная рабочая сила. Посмотрите на список самых богатых компаний первой половины прошлого века — американские сталелитейные, автомобильные производства. Их ресурсы — заводы, оборудование — и делали их самыми богатыми.Глобализация: мировой рынок, всепланетарная транспортная сеть и логистика и т.д. снизили ценность средств производства индустриального общества. Поясню, хоть и очень условно: завод выгоднее держать там, где теплее и можно меньше платить рабочим, а доставка товара почти не влияет на добавочную стоимость. Это обстоятельство вместе с общим развитием и удешевлением хайтек-технологий в целом, и в частности с появлением и распространением сети Интернет, популяризацией у бытовых потребителей хайтек-продукции и т.д., окончательно добило ценность индустриальных ресурсов. Все это привело к индустриализации стран третьего мира, а продвинутый запад перешел в новую экономическую эпоху — пост-индустриальное, или информационное общество. Какие компании являются самыми богатыми на сегодняшний день? Софтовые и предлагающие массовую хайтек-продукцию: Apple, Google, Microsoft…Экономика США остается первой в мире, они потребляют почти все, что производят, а импортируют еще больше. За импорт нужно платить экспортом, а что экспортирует США? С каждым годом доля экспорта производственных (индустриальных) товаров уменьшается, а доля информационной и хайтек продукции соответственно увеличивается. Голливудские фильмы, программное обеспечение, современные инженерные решения, реализованные в устройствах и т.д. — доход с продаж этих нематериальных продуктов растет. Как же перейти от макроэкономики к практическим вопросам работы над конкретным стартапом? Основа многих теории управления — работа с ресурсами. Макроэкономические тенденции говорят, что в эпоху пост-индустриального общества главным ресурсом становятся инженеры, способные создавать конкурентоспособную продукцию пригодную к экспорту; не менее ценны и маркетологи, способные управлять продажами этого экспортируемого продукта; сюда же идет менеджмент и аналитика. Высококвалифицированные кадры — главный ресурс любой хайтек компании. В рамках терминологии стартапов их принято называть командой:Из чего складывается софтовая продуктовая Компания? Из Продукта и Продаж. Все это называется Проектом, а делает его Команда.Первично то, что делает компанию активом (читай, приносит доход). В нашем случае — это Продажи. Что же идет на втором месте? Существует два концептуально разных подхода к ответу на этот вопрос:Первый: После дохода важен продукт, т.к. он и создает продажи.Второй: После дохода, важна команда, т.к. она делает продукт, который создает продажи.В обоих случаях первичен доход, который мы получаем, продавая продукт, который делает команда. В чем же разница? В первом случае мы делаем ставку на продукт, нам не так важно кто и как его делает — аутсорсеры, штатные сотрудники или вообще "одноразовые" фрилансеры. Код первичен. Ушел сотрудник — не важно, код остался. Заменим его другим программистом, пусть он продолжает. Да, будут издержки на изучение чужого кода, но спецификации и стандарты могут и их минимизировать.Во втором случае первична команда. Проект оказался неудачным — не важно, главное — сохранить команду. Выкинем весь код, выкинем старые идеи, у нас есть команда, и мы все переделаем. Этот подход рекомендуют и некоторые инвесторы и венчурные фонды. Они следуют правилу: "нужно вкладываться в ресурсы, которые окупят вложения". По макроэкономическим тенденциям главный ресурс — высококвалифицированные кадры. Поэтому, господа инвестирующие утверждают: "мы в первую очередь выкладываемся в команду; даже если сам проект не так удачен, но команда хороша — мы инвестируем".Нельзя однозначно сказать, какой из этих подходов правильный. Они оба имеют право на жизнь. И, как бы цинично ни прозвучало, в условиях отсутствия недостатка в инженерах, пожалуй, первый подход будет эффективнее. Но если недостаток есть, то лучше придерживаться второго. Приходиться признать: люди, как специалисты — всего лишь ресурс. Особенно тяжело признавать и принимать это, вспоминая историю, и видя бытность своей команды…Команда проекта Ahoba.co
Сколько нужно программистов, чтобы заменить лампочку? А сколько — чтобы запустить стартап? Правильный ответ: "N человеко-часов".А кто ещё нужен, кроме программистов? И что такое программист? Чем он отличается от кодера? А от разработчика? А вот системный архитектор и тимлид тоже код пишут — они кто? Чем тестер отличается от QA-специалиста, и как юзабилити относится к работе дизайнера? Что вообще делает проект менеджер? А бизнес-аналитик? Технический писатель? Системный администратор? И это только если обзорно пробежаться по ролям в отделе разработки, не затронув технологии. Кроме разработки есть ещё финансовый, маркетинговый отделы, бухгалтерия… К чему я это? Наша команда Ahoba.co — четыре человека. Ровно столько, сколько нужно, чтобы разработать продукт и организовать вокруг него компанию за адекватное количество человеко-часов, естественно в рамках масштаба нашего проекта. Четыре человека занимаются всем, но условно мы называем друг друга по нашим основным обязанностям, зонам ответственности: Программист, Тестер, Дизайнер, Проект менеджер (ПМ). Помните, что на самом деле эти названия условны: наш тестер может заниматься и контент-менеджментом, и сбором БД-клиентов и т.п.; ПМ занимается бизнес-аналитикой, маркетингом и пр.; так и все остальные роли условны и введены лишь для облегчения повествования.Откуда взялась наша команда, история кратко:Была одна софтовая компания, выпускала несколько программных продуктов, бизнес-модель продаж которых была основана на пиратском контенте и закрытом формате. Руководство той компании решило вложить свободные финансы в легализацию — разработку и выпуск web-SaaS программного продукта. Для этого была набрана команда, частью которой и были все вышеназванные лица. Что стало с той компанией, с тем софтом и бизнес-моделью, а также с тем самым web-SaaS проектом — история темная, отчасти грустная, не без заморской Фемиды и хитрых арабов, но речь не об этом. Сработавшийся за два года коллектив почти единовременно остался без работы. Как это часто бывает, разбрелись кто-куда: кто во фриланс, кто на оклад-удаленку, кто вообще сменил сферу деятельности. На этом история могла и закончится……Но, так уж получилось, что несмотря на грустный финал той истории, сама компания была одним из прекраснейших мест для работы, этакий "Гугл" в его лучшие времена, уменьшенный до коллектива в два десятка человек. Демократия, власть инженеров, стандартные плюшки с забитым холодильником и игровыми приставками, нестандартные — с акустическими барабанами и полудесятком различных гитар, пультов и комбоусилителей, оплачиваемые корпоративные вечеринки и прочий тимбилдинг. И самое главное — мы сами выбирали тех, с кем будем работать. Практический любой мог поучаствовать в собеседовании и отборе кандидатов, повлиять на решение брать или нет конкретного человека. В итоге коллектив подбирался идеально сбалансированным по сочетаниям: профессиональные навыки, личные качества, психологические, эмоциональные и прочие совместимости. Часто всей командой собирались во вне рабочее время, устраивали совместный отдых и досуг. После того, как уже не стало той компании, и все работали в разных местах, мы все равно продолжали собираться и общаться, уже просто как друзья, а не коллеги…Как-то во время таких посиделок была коллегиально высказана мысль-настроение:Мы были слаженной профессиональной командой, способной решить любую задачу из своей сферы деятельности, ограниченные только человеко-часами. Зачем же нам работать непонятно где и на кого за оклад в лучшем случае с бонусами, когда мы можем делать полезные проекты еще и за честный процент от маржи?Соучредители и супруги
Что есть брак? Если отбросить эмоциональные и социально-этические аспекты этого понятия, то что же мы получаем в сухом остатке? Зарегистрированный акт гражданских взаимоотношений, регламентирующий только финансовую сторону взаимодействия двух взрослых людей. Семью, детей можно завести с соблюдением всех прав и ответственности без регистрации брака, как, впрочем, решить и прочие юридические вопросы.Штамп в паспорте дает лишь то, что так метко охарактеризовал Эдди Мерфи в своём вневременном шоу "Без купюр" всего одним словом — "Половину". Да, сколько бы вы ни заработали, какое имущество бы ни приобрели, если вы состоите в браке, половина того, что вы имеете, принадлежит вашему супругу (или супруге). Т.е. брак лишь регламентирует права и доли на владение и распоряжение совместным имуществом и доходом.Если подбирать будущую(-его) жену (мужа), руководствуясь лишь логикой, то главным критерием как раз станет способность вашего избранника управляться с финансами. Да-да, брак — это своего рода ООО "Семья" с двумя соучредителями с равными долями, где в качестве имущества этого ООО выступает своё совместное домохозяйство, а в качестве дохода — зарплаты.Однако, человеческая натура никогда не позволит отбросить эмоциональные и социально-этические аспекты брака, и это — хорошо. Семья — ячейка общества, социальная группа как минимум из двух регулярно взаимодействующих друг с другом человек. И это взаимодействие не ограничивается финансами: вы спите, едите, разговариваете, духовно и душевно поддерживаете друг-друга. Обобщенно это можно охарактеризовать фразой: проводите вместе время.Итак, брак — это регламентированное финансовое взаимодействие и разноплановое совместное времяпровождение. Аналогия брака и ООО в плане финансового взаимодействия уже была проведена выше. Что же касается совместного времяпровождения… Вы когда-нибудь задавились вопросом: сколько времени вы проводите на работе в вашем коллективе?Если брак так похож на "своё дело", то уровень доверия и взаимодействия между фаундерами должен быть не меньше, чем в браке между супругами. Только представьте, что вы доверяете своему совладельцу-программисту и знаете его также хорошо, как свою жену. Всегда ли полезно это для общего дела? В жизни встречаются как крепкие и счастливые браки, так и успешные совместные предприятия. А в противовес им есть разведенные пары и обанкротившиеся компании. В любом случае, есть повод относиться к соучредителю своего дела, как к самому близкому родственнику.Наемных же сотрудников можно сравнить с дальними родственниками. С ними положено уживаться, желательно жить в дружбе и согласии и помнить, что и они могут претендовать на часть твоих финансов и помощи.Не принимайте всерьез и близко к сердцу вышенаписанное, особенно если ваше мировоззрение ближе к "это только бизнес, ничего личного". Подобные выводы сделаны, скорее, о нашей команде, и я не утверждаю, что они будут подходить всем и во всех ситуациях."Как управлять котами" (с) в версии Евангелия руководства командой проекта Ahoba.co
Кто такой профессионал, высококвалифицированный кадр? Допустим, это человек, имеющий природные таланты к делу, которым он занимается, с отлично усвоенной теоретической базой, подкрепленной годами решений практических задач. Говоря о инженерах, добавим — необходим высокий уровень интеллекта, аналитических навыков, развитое системное мышление. Что ещё требовать от профессионала? А есть что… У сотрудника должно быть хорошее здоровье: какой прок от всех этих качеств, если не можешь их использовать в связи с болезнью. Также эмоции — они влияют как на физическую, так и на интеллектуальную производительность труда. Отличительная черта истинных профессионалов — работать одинаково хорошо в любом эмоциональном фоне. Сюда же следует добавить умение находить общий язык с людьми — почти все профессии требуют хотя бы минимум коммуникабельности. И т.д. и т.п.Настоящий профессионал — это робот, забывающий в рабочем кабинете про личную жизнь, выключающий все эмоции и использующий свой разум и тело по максимуму. Мечта любого работодателя… Мне пришлось "отсобеседовать" около 200 человек — это не много, и не мало, но среди них не было ни одного Настоящего Профессионала; как, впрочем, нет таких и среди всех моих знакомых. Все мы люди, а инженеры часто даже больше люди, чем представители других специальностей.Теперь представьте нашу команду и ситуацию в отношениях, когда мы начали совместный проект:Мы больше 2-х лет проводим в одном помещении по 8-10 часов 5-6 дней в неделю, делая общее дело. Умудрились не возненавидеть друг друга и регулярно собираться вместе для общения и отдыха во внерабочее время. Мы все знаем друг о друге: о личной жизни, о финансовом положение, о мечтах и планах друг друга. И самое главное — мы знаем все друг о друге в профессиональном плане: кто что знает, кто что умеет, кто чему учиться, кто как работает…Что это значит на практике? Доверие, 100% уверенность в результате, умение максимально точно прогнозировать сроки. Примером абсолютной уверенности друг в друге может быть проблема мотивации. При работе в других командах с наемными сотрудниками постоянно приходилось рассматривать вопросы повышения производительности и качества работ. Мотивация в данном случае была и остается одной из ключевых составляющих. Работая над совместным проектом, я забыл о словосочетании повышение мотивации сотрудников, осталось только врачебное "не навреди". Когда мы нашли финансирование и вышли работать над нашими проектами на фулл-тайм, первых 3 месяца работали по 6-7 дней в неделю с 8.00 до 20.00-21.00 без праздников и с одним выходным на две недели. На четвертый месяц жизненные силы закончились у всех, производительность упала. Хоть мы и были готовы (мотивированы) работать дальше в том же графике, это не давало прежних результатов. Пришлось усилием воли ограничить себя и перейти к обычной пятидневке и 9-10 часовому рабочему дню.Не было у нас классического мучительного выбора/поиска инструментов и технологий для разработки, менеджмента и прочего. Мы не метались, как прочие новые команды, перебирая все подряд. Все было выбрано и обкатано ещё при работе над прошлым проектом. Оставалось взять лучшее и, убрав лишнюю, ненужную нам мотивационно-контролирующую бюрократию, начать работать.Как отдельной статьей рассказали о процессе брендинга и нейминга, пообещаем написать отдельную статью о наших инструментах и методологиях, о том как, что и почему было выбрано. Сейчас не будем останавливаться на этом…Шкурный вопрос
Хорошо запускать стартап, когда ты студент: живешь с мамой-папой, которые тебя накормят, дадут крышу над головой, ещё и обуют-оденут, выдадут карманных денег на отдых-развлечение. Почему бы в таких условиях фанатично не окунуться в реализацию своих проектов?Хорошо быть наемным специалистом: за тебя выберут методологию, напишут должностные инструкции, распишут твою роль в проекте, ограничат зону ответственности. Придумают прозрачную мотивационную систему оплаты твоего труда, где понятно, как работать, чтобы получить свой бонус. От специалиста требуется только работать, соблюдая все правила. Существует одно "но" — найти бы эту компанию, где все вышеперечисленное есть и организовано не через одно место… Хотя для хорошего специалиста это "но" условно.Еще неплохо быть фрилансером: отвечать только за самого себя и никому кроме себя не отчитываться. Работать, пока работается, в тех условиях, что сам создал. Дружить с постоянными клиентами, выбирая заказ пожирнее… Конечно, не без своих "но"…IT-сфера, как и прочие сферы современной жизни, дают множество путей профессиональной и финансовой самореализации, и многие из них хороши. Но вот вы — уже не студент, и волею гормонов провели свою студенческую жизнь, наслаждаясь разгульной молодостью, упустив возможность беззаботно трудиться над своими проектами под крылышком у родителей. Поработали наемным специалистом, в том числе и в "правильных" компаниях. Захотели больше управлять своей деятельностью, а не просто быть хорошим исполнителем, подались в менеджмент или фриланс. Может у вас был такой путь, может какой-то другой, не важно. Важно лишь то, в каких обстоятельствах вы сейчас. У вас есть семья или как минимум вы сами. Вам нужно где-то жить, что-то есть, во что-то одеваться… Это в идеальном случае. В не идеальном — человек еще и не умеет контролировать свои потребительские решения: приобретает десятки бесполезных гаджетов, престижную машину в кредит, большое жильё в ипотеку, новую мебель в рассрочку… Живёт по тенденциям современного общества потребления — необходимо увеличивать темпы экономического роста ценой жизни в долг. Человек имеет множество нужных и не очень вещей, за которые ещё много лет будет расплачиваться…Когда вы создаете семью, вы совместно со своей избранницей (избранником), выбираете модель вашего финансового поведения, цель которой — улучшение качества жизни. Условно всех людей можно поделить на три категории: одни будут довольствоваться старым бабушкиным диваном, доставшимся "за спасибо", пока не заработают/накопят на новый; другие сразу возьмут в рассрочку/кредит новый диван; а третьих — желающих жить вообще без дивана — оставим за рамками этой статьи.Создание нашей компании началось 31 декабря 2013 года с анализа текущего финансово-трудоустройственного положения и диванно-кредитного отношения к жизни у всех соучередителей-участников будущего проекта. Мы собрались в ипотечной квартире нашего программиста, сначала стали считать/обсуждать, кто сколько тратит на жизнь, у кого сколько долгов. Затем постарались коллегиально минимизировать траты друг друга, вплоть до фраз из серии "Аня (наш тестер), ты же все равно в офисе с нами тремя сидеть будешь, и никто тебя кроме нас не видит, давай уменьшим траты на косметику до 500 рублей...". Так, мы получили число N — сумму, сколько минимум нужно в месяц нам четверым, чтобы “не протянуть ноги". Число N — это и одна из двух больших статей расхода любой софтовой компании: ЗП сотрудников.Определившись с расчетом и минимизацией суммы — первой большой статьи наших будущих расходов, во второй части разговора мы составили план работ на ближайшие 10 дней, и, договорившись на следующий день с 9 утра приступить к его выполнению, разошлись праздновать Новый год.В нашей стране с 1 по 10 января — оплачиваемые выходные, и это время мы получаем в подарок от работодателей. Этот "подарок" было решено использовать не, как принято, на отдых. Мы начали реализацию первого этапа любого стартапа: создания прототипа; подсчета средств, необходимых на продвижение и рекламу нашего будущего продукта (что вместе с числом N, умноженным на планируемое время разработки, составило бюджет проекта); подготовку документации для привлечения инвестиций.Мы не знали, сколько времени потребуется для поиска и привлечение инвесторов, поэтому разработали стратегию развития и становления нашей компании, исходя из текущей ситуации. Решено было разработать несложный B2B-сервис, решающий одну востребованную задачу, и организовать его продвижение средствами аутсорсинга продаж. В итоге планировалось получить актив, не требующий нашего постоянного внимания, и приносящий небольшой доход, сравнимый с рассчитанным числом N. Это дало бы нам возможность, не беспокоясь о хлебе насущном, работать над более крупным проектом.Был подсчитан бюджет и более крупного проекта, подготовлена документация для его презентации инвесторам, началась е-майл переписка и скайп-разговоры… Всего я перебрал около 30 различных фондов и частных инвесторов. Заинтересовали мы 7 из них, 4 предложили конкретные условия. Условия по нашим меркам очень странные: нам предлагали в 2-3 раза больше денег, чем мы просили, но и долю, которую мы установили в 30-49%, увеличивали до 60-75%. По понятным причинам нас это не устраивало. Было решено делать наш первый проект в свободное от "кормящей" работы время, а когда он запуститься, уже переходить на фулл-тайм для работы над большим проектом.Моей "кормящей" работой тогда был фриланс, и я утопал в заказах — деньги зарабатывал неплохие, а вот свободного времени не было. Сократить число заказов — потерять постоянных клиентов, лишить себя стабильного дохода. Дилемма: времени на работу над своим проектом не оставалось, а если его выделить, не будет средств к существованию, и будет не до своего проекта. Поэтому я решил опять найти работу в офисе, чтобы быть занятым от звонка до звонка, а после положенных 5-ти вечера 100% иметь свободное время для своих проектов…На первом же собеседовании вместо наемного трудоустройства я неожиданно нашел инвесторов. Отвечая на стандартный вопрос в духе: "Кем вы видите себя через 5 лет", — честно сказал: "Руководителем своей продуктовой компании". А в ответ на резонное замечание: "Как так? Вы же менеджером проектов устраиваетесь", — рассказал о вечернем труде в своей команде над общими проектами… Разговор пошел в другом русле.Компания — мой несостоявшийся работодатель — профессионально не занималась инвестициями, да и свободных средств имела немного, тем не менее, мы смогли найти обоюдовыгодное соглашение. Не жадничая, мы отдали 40%, за что получили офисное помещение со всей необходимой инфраструктурой, менторское сопровождение и ежемесячную выплату в течение года, составляющую как раз ту самую рассчитанную сумму N. Итого (12*N + стоимость офиса с инфраструктурой) выплаты составят примерно 50% от той суммы, что мы искали первоначально. Не то, что планировали, но намного лучше чем ничего, и главное — это позволило сохранить контрольную долю и быстро начать, получив приятную хронологию:1 января — в свободное время начали работу над прототипом, проектной и финансово-маркетинговой документацией;1 апреля — на найденные инвестиции вышли работать в офис на фулл-тайм;1 августа — начали продажи нашего первого продукта — сервиса XYZ. В это же время решаем, что из трактора нужно делать танк, и танк в сегодняшних условиях более востребован, начинаем переделку.1 октября — запустили первую публичную версию сервиса Ahoba.coЭто история нашей реализации, не совсем обычная, слегка абстрактная, но такая она у нас получилась. Перейдем к заключительной части — продажам.Стартап — "Продажи"
… создание маркетинговой стратегии продвижения проекта
Наконец, поговорим о главном для любого коммерческого начинания — о продажах…Поработав в геймдеве, и изучив процесс создания игр, можно перенести некоторые инструменты геймдева в процесс разработки софта. По одной из методологий работа над новым игровым проектом начинается с создания концепт-документа — небольшого текста, описывающего ключевые моменты: как функциональные фичи, так и маркетинговую, художественную составляющую проекта. Хорошие концепт-документы для игр на вес золота. Многие гейм-дизайнеры собирают и хранят их, используя в качестве примеров в своей работе…Проработку идей по продвижению нашего проекта было решено начать с создания маркетингового концепт-документа чем-то схожего с концепт-документом для игрового проекта. По аналогии с полезными для многих примерами игровых концептов, надеемся, кому-нибудь будет полезен пример нашего маркетингового концепта.Концепт-документ: "Маркетинговая стратегия продвижения проекта Ahoba.co"Краткое маркетинговое описание"Ahoba.co онлайн-инструмент для счастливого дизайна и магической верстки."Зона для доменного имени*.coКраткое формальное описаниеAhoba — простой и удобный визуальный онлайн-редактор, предназначенный для быстрой разработки макетов web-страниц, шаблонов популярных CMS-систем, различной печатной продукции (буклетов, листовок), электронных документов и т.д. С функцией автоверстки в html\CSS\JS страницы, PDF-документы, JPG и PNG изображения и т.д.Предпосылки создания проекта Ahoba.coAhoba — проект потомок сервиса XYZ. Т.е. за основу взят узкоспециализированный редактор и доработан до полноценного инструмента для разработки различных макетов. От предка сервис Ahoba.co унаследует только часть функциональности; маркетинговое позиционирование, бизнес-модель и стратегию продвижения необходимо разработать заново по концепции: Продажа широкому кругу пользователей, связанных с IT и задачами разработки дизайна и верстки чего-либо.Сервис XYZ позиционируется как узкоспециализированное B2B решение дешевого (~500 у.е.\продажа) ценового диапазона. Проект Ahoba.co будет иметь более массовую аудиторию со средней (для этого рынка) ценой (~20 у.е.\месячная подписка). При схожих трудозатратах на продвижение и разработку выгоднее развивать проект Ahoba.Решаемая задачаСделать разработку дизайна различных макетов простой, быстрой, удобной. Доступной для пользователей с любым уровнем компьютерной грамотности. Автоматизировать процесс верстки макета в конечный документ, веб-страницу, шаблон.Целевая аудиторияЛюбые пользователи ПК, перед которыми стоит задача разработать дизайн, сверстать что-либо. Можно выделить подгруппы ЦА:Профессиональные дизайнеры, дизайнеры-верстальщики;Начинающие дизайнеры и интересующиеся дизайном любители;Веб-мастера, которым необходимо изменить или создать дизайн и верстку каких-либо веб-страниц, шаблонов CMS;Люди, у которых есть потребность создать простой статичный веб-сайт с уникальным дизайном.География продажИзначально — русскоязычная аудитория. Первые маркетинговые и рекламные работы направить именно на неё, но с ранних версий реализовать и многоязычность: перевести интерфейс, промо-сайт на английский язык. Позже разработать стратегию выхода на англоязычные рынки.Краткий обзор основных конкурентовМаркетинговое позиционированиеПозиционирование компании — открытая, публичная, всегда готовая к честному и откровенному диалогу со своим пользователем на любые темы.Позиционирование продукта Ahoba — универсальный инструмент, полезный многим людям занятым в IT-сфере или просто работающим, обучающимся, используя ПК, и решающим задачу разработки дизайна чего-либо. Основное конкурентное преимущество — гармоничное сочетание 4-х факторов, которого нет у конкурентов:Онлайн-решение, не требующее скачивания и установки, с облачным хранением и возможностью публикацией данных в сети Интернет;Уникальный функционал автоматизации верстки, реализованный всего у нескольких подобных решений;Максимально возможная визуализация (постоянно видим то, что у нас получается, без отвлечения на служебные элементы);Простой и удобный интерфейс редактора, основанный на сочетании популярных технологиях: click and drag, drag and drop, click to move и лучшей классической WYSIWYG text widget, позволяющий разобраться с ним человеку с любым уровнем компьютерной грамотности буквально в считанные минуты.Бизнес-модель и монетизацияНачать продажи с самых первых версий, чтобы получить дополнительные средства, которые позволят ускорить разработку и продвижение проекта. Для "оправдания" перед пользователями права продажи ранних версий продукта использовать элементы краудфандинга. Т.е., во-первых, продавать без фиксированных тарифов по принципу "каждый платит сколько захочет". Во-вторых, открыто сообщать: "Вы платите не за готовый продукт, а за будущее полноценное решение, с возможностью уже сейчас посмотреть и попробовать то, что получается".Для дополнительной мотивации к покупке использовать типовые приемы краудфандинга:Всем поддержавшим проект своей покупкой, вне зависимости от цены которую они заплатили, давать лицензию, которую позже (после финального релиза) придется покупать за сумму в десятки раз выше, чем цена при краудфандинге;В зависимости от суммы, которую решил потратить пользователь на покупку, высылать ему памятный сувенир с символикой проекта. (Например: за покупку на любую сумму до 250 р. — присылать календарик с символикой, за 250р. присылать магнитик, за покупку в 900р. — кружку с лого и т.д.);Поставить несколько целей по сбору определенных сумм с гарантией реализации функционала. (Например: если за месяц будет собрано 200 т.р., то через 2 месяца мы выпустим релиз с поддержкой сохранения в формате шаблонов таких-то CMS; если наберем 300 т.р., то через 3 месяца сделаем версию редактора, работающую на популярных планшетах и т.д.);Регулярно взаимодействовать с комьюнити проекта: в соц. сетях, блогах проекта. Обращаться с просьбой распространить информацию о проекте и о краудфандинговом сборе средств на него. Публиковать отчеты о том, сколько средств собрали, и какой гарантированный функционал теперь разработаем. Обосновывать, как мы рассчитали, те или иные суммы для целей (например: для выпуска версии, работающей на планшетах, необходимо приобрести эти самые планшеты для теста, что увеличивает сумму цели на 50 т.р. и т.д.)Позже финальные версии проекта продавать по тарифам из расчета "по нагрузке на железо", а именно — по количеству доступных к единовременному созданию и редактированию проектов. (Например: Тариф "Любитель" — стоимость: бесплатно, доступен 1 проект; тариф "Новичок" — стоимость 600р./месяц, доступно 10 проектов; тариф "Профи" — стоимость 1200р./месяц, доступно — 50 проектов; тариф "Студия" — стоимость 3000р./мясяц, количество проектов не ограничено).План-концепция продвижения проекта на начальном этапеШаг 1. Разработать промо-сайт, где рассказать о продукте Ahoba.co, что он умеет и для кого предназначен. Также пояснить, почему и в какой форме (по модели краудфандинга), он сейчас продается. Задачи, которые должен решать промо-сайт:Информировать пользователя о продукте;Всех, относящихся к ЦА, побуждать зарегистрироваться и попробовать уже сейчас, но как есть;Тех, кому проект понравился, мотивировать вступить в комьюнити любым удобным им способом: присоединиться к сообществам в соц. сетях, подписаться на один из блогов;Участников комьюнити мотивировать участвовать в краудфандинговой покупке, поддержав проект на раннем этапе, что позволит получить памятный сувенир и в будущем сэкономить на лицензии.Шаг 2. Завести в 4-х популярных соц. сетях (Google+, Twitter'е, Вконтакте, FaceBook'е) аккаунты (сообщества). Написать и опубликовать по 10-30 уникальных и интересных постов, связанных с тематикой проекта "дизайн и инструменты для дизайна". Приглашать в группы своих знакомых, налаживать связи с популярными тематическими дизайнерскими сообществами и т.д.Шаг 3. Собрать СЯ (семантическое ядро), связанное с тематикой проекта. Произвести по нему маркетинговый анализ интересов потенциальных пользователей. По СЯ создать план тематических публикаций в блог на сайте. Написать и опубликовать первых 10-20 постов по полученному плану публикаций с соблюдением правил внутреннего SEO.Шаг 4. Собрать БД контактов ресурсов тематик: Софт, IT, Стартап, Дизайн, Инструменты для дизайна принимающих пресс-релизы. Рассмотреть сервисы по рассылке и публикации пресс-релизов. Непосредственно подготовить материалы для пресс-релиза и разослать, опубликовать его по собранной базе.Шаг 5. Завести корпоративный блог на ресурсе Хабрахабр, написать и опубликовать серию из 3-х статей о нашем проекте и команде, а также 3-5 интересных тематических статей от участников нашего проекта.Шаг 6. Конвертировать входящий трафик в первых пользователей комьюнити — зарегистрировавшихся пользователей на сервисе Ahoba, которым он понравился, и которые стали подписчиками сообществ в соц. сетях, блога на сайте и на самом Хабре.Шаг 7. Увеличивать количество комьюнити, дополнительно используя Яндекс.Директ и Google AdWords.Шаг 8. Увеличивать количество пользователей в комьюнити, оплатив рекламно-информационное письмо в тематических дизайнерских почтовых рассылках.Шаг 9. Взаимодействовать с популярными блоггерами и ресурсами, пишущими о дизайне. С целью получения от них рецензий/отзывов для нашего проекта. В идеале — привлечь их в комьюнити наших пользователей.Шаг 10. Продолжать согласно SEO-плану публикации в блог на сайте, писать статьи на Хабрахабр, развивать аккаунты в соц. сетях и т.д.Функциональные возможности (фич-лист на первые релизы)#Релиз 0.1 (должен быть готов к началу работ по продвижению проекта), Альфа-1: "Клонирование редактора XYZ v.2.3 в Ahoba v0.1"- Перенести функционал из редактора сервиса XYZ;- Переработать раздел "Сохраненные шаблоны" в "Проекты";- Удалить Панель спец. компонентов от редактора промо-сайтов X;- Убрать функционал актуальный только для промо-сайтов: сквозной блок, кнопка "Подробнее", компонент "Авто-меню";- Улучшить визуализацию — скрывать верхнюю панель, с доступом по клику;- Произвести полный редизайн GUI под массовую аудиторию;- Перенести аккаунты пользователей с домена 3-его уровня в раздел сайта.#Релиз 0.2. (будет быстро реализован, если будет набрана первая стартовая минимальная сумма-цель), Альфа-2: "Визуальный редактор веб-страниц"- Использовать библиотеку человеко-читабельного оформления для получаемого html\css\js кода;- Горизонтальное изменение блоков (ширина);- Горизонтальное перемещение блоков;- D'n'D блока в блок, блока из блока;- Замочек 1 — блокировка изменения позиционирования и оформления блока;- Замочек 2 — блокировка редактирования контента и внутренних компонентов блока;- Произвольный размер контентной области (задается перетаскиванием);- Выравнивание контентной области: по правому, левому краю, по ширине, центру;- Cпец. компоненты веб-страниц: Поле ввода, Чек-бокс, Кнопка, Скроллинг и т.д. (сперва с заглушками);Создание типов проектов в разделе "Проекты" с заглушками для всех, кроме "Web-страница" и "Статичный Web-сайт":Web-дизайн и верстка- Web-страница- Статичный Web-сайт- Шаблон для CMS Joomla- Шаблон для CMS Wordpress- Шаблоны для CMS 1С-Битрикс: Управление сайтом- E-mail письмо с html-оформлениемДизайн и верстка электронных документов- PDF-документ- Мультимедийная презентация- Инфографика и баннерыПолиграфический дизайн- Лист А4- Двусторонний буклет А4- Листовка А5- Двусторонний буклет А5 и т.д.Для каждого Проекта реализовать функции: Создать новый, Удалить, Переименовать, Опубликовать как веб-сайт (с указанием доменного имени 3-его уровня), Скачать как web-страницу, Скачать как PDF-документ и т.д.#Релиз 0.3 Альфа-3: "Редактор html\css\JS"- Текстовый редактор кода с подсветкой + отдельный список элементов страницы с возможностью кликнуть по элементу в визуальном редакторе и задать ему имя в текстовом списке;- Система сетки-разметки, возможно, с авто-прилипанием элементов.Концепция функционального развития (перечень фич, к релизу 1.0)- Редактор форм для веб-страниц;- Адаптивная верстка макетов;- Реализация всех заявленных типов проектов: Шаблоны СМS, E-mail письма с оформлением, Электронные документы, Полиграфия;- Возможность работать с редактором не только с ПК, но и с планшетов, мобильных устройств;- Облачная синхронизация и хранение шрифтов.
Комментарии к маркетинговому концепту
Формат концепт-документа подразумевает краткое, лаконичное описание ключевых моментов. Не стоит раздувать его излишними подробностями, но не стоит и упускать важные аспекты. Последовательность пунктов не принципиальна, главное — передать картину в целом, четко разграничив описание: передали суть проекта, теперь опишем ЦА, её потребности, затем переходим к работам по продвижению и т.д. Схема понятна, рассмотрим её на примере нашей последовательности:Продукт и задачаНачали с описания проекта в формате лифтовой презентации, т.е. пары предложений, позволяющих кому угодно сразу понять о чем речь. После пояснения "о чем это мы", стоит рассказать зачем это нужно, для этого и присутствуют разделы "предпосылки" и "решаемая задача".АудиторияДалее идет раздел "целевая аудитория". Вообще, его стоит делать побольше. Описать конкретных людей, фокус-группы, их реакцию на лифтовую презентацию, прототип. Почему мы этого не сделали?Первое — у команды уже есть опыт продаж подобных сервисов, мы знакомы с общими принципами распространения программных продуктов для B2B и массовой аудитории. Второе — этот проект для нас самих. Мы свои собственные повседневные и профессиональные задачи можем решать средствами нашего продукта. И третье — аудитория будет слишком разношерстной. Проект понравился многим нашим знакомым: были среди них и пафосные дизайнеры, живущие на модной волне, были и архаичные инженеры, любящие минимализм, серость и аккуратность. У нас просто нет ресурсов, чтобы масштабно изучить аудиторию, сделать полезные выводы.Поэтому решено было идти по принципу разведка боем — дать всем желающим информацию и прототип продукта, постфактум изучив потребности, которые на этом этапе легко превратить в пожелания и реализацию.КонкурентыРазобравшись с аудиторией, переходим к конкурентам. Можно по-разному к ним относится, по-разному о них говорить. Тут три стороны: свое решение, решение конкурентов и пользователи, причем последние должны выбрать одно из первых двух. У многих программных продуктов вся маркетинговая политика крутится вокруг этого выбора.Подходы есть разные: кто-то ругает схожие решения, субъективно или объективно выделяя преимущества своего продукта. Кто-то вообще пытается умолчать о конкурентах, чтобы свои пользователи не дай бог не прознали, и не ушли к другим. Наше отношение к продуктам-конкурентам продиктовано нашими же потенциальными пользователями. Одна часть аудитории состоит из профессионалов, которые выберут удобный и надежный инструмент — он их кормит. Здесь имеет место выбор чистой логики, а на неё PR с рекламой действуют слабо. Вторая часть пользователей — новички-любители, у них, напротив, логический выбор обоснован слабо, а выбирают они эмоциями, на эмоции же в данном случае проще повлиять ощущениями от использования продукта, чем рассказами о нём.Выходит, ни от профессионалов, ни от любителей, нет никакого смысла скрывать или очернять конкурентов. Каждый сам попробует, логически или эмоционально выберет то, что ему по вкусу. И если выберут нас — это заслуга удачных инженерных решений и откровенности с комьюнити, а не продуманного отношения к конкурентам. Наша аудитория все-таки принадлежит к миру IT, а не от мира гламура, и подобная оценка-выбор намного ценнее прочих… Поэтому, что на этом блоге, что на нашем сайте, мы публикуем подробный объективный обзор схожих решений.По поводу содержания столбцов в таблице с обзором конкурентов. Их немного, можно собрать больше сведений, но в концепте нужно лишь ключевое:- Объективное функциональное описание "что умеет продукт конкурентов";
- За сколько это продается (на уровне порядка цен);
- Относительное и непоказательное, примерное значение популярности решений относительно друг друга (по числу запросов в Яндекс);
- Общая сравнительная оценка, выраженная в комментарии.
- По общему числу актуальных конкурентов — данная ниша на рынке, хоть и не новая, но ещё достаточно свободная;
- Несколько крупных компаний (Google, Microsoft, Adobe) имеют схожие решения, вкладываясь в них на перспективу;
- Существуют или удобные узкоспециализированные решения (редакторы только web-страниц или только полиграфических макетов), или громоздкие универсальные. "Средних" решений пока нет. Наше будет первым, конкуренты в этой поднише отсутствуют;
- Стоимость прочих продуктов завышена, можно будет конкурировать с помощью ценовой политики;
- Сегодняшний тренд — облачные онлайн решения, при этом большинство конкурентов ему не соответствуют, являясь нативными приложениями.
+9