Эксперт рассказал о перспективной модели рынка онлайн-образования: оплата учебы после трудоустройства
При этом многие студенты сталкиваются с финансовыми трудностями. И даже те, кто в итоге трудоустраиваются по основному направлению, часто вскоре начинают искать альтернативы — согласно недавнему опросу, 71% россиян в прошлом году хотели сменить работу. О том, как выучиться на востребованную специальность с перспективой трудоустройства, оплачивая образование только из будущей зарплаты, рассказал директор по развитию Skillfactory Егор Сорокин.
Одна из проблем традиционного образования состоит в том, что к моменту окончания университета специальность, по которой обучался студент, может стать абсолютно невостребованной, или даже вовсе исчезнуть. Люди теряют деньги, время, но в результате так и не получают возможность устроиться на интересную и высокооплачиваемую работу.
Решением этой проблемы занимаются EdTech-компании по всему миру. Они осваивают всевозможные инструменты и механизмы дистанционного образования, в том числе с применением моделей искусственного интеллекта, дополненной реальности и так далее — вспомните, как стремительно такие проекты развивались в пандемию. Сейчас же одна из главных задач — изобрести приемлемые и конкурентоспособные в сравнении с традиционными финансовые модели, которые позволят быстро выводить востребованные кадры на рынок труда, сохраняя мотивацию учиться и хорошо зарабатывать в перспективе, не обременяя себя долгосрочными кредитами.
Сейчас такие модели в большей степени распространены в развивающихся странах, стремящихся быстро создать фундамент для инновационной экономики — ярким примером является Индия, где EdTech-проекты активно внедряют модель обучения ISA (Income Share Agreement). Ее суть заключается в том, что специалист получает образование бесплатно, а впоследствии отчисляет проекту процент от своей зарплаты на протяжении определенного периода. Причем если человек так и не смог трудоустроиться по приобретенной специальности, платить ничего не нужно. Этим данная модель отличается от образовательного кредита, который нужно выплачивать вне зависимости от будущего трудоустройства, включая не только само тело кредита, но еще и проценты по нему. А в случае с целевым образованием, на которое модель ISA очень похожа, ключевым отличием является большая вариативность второго формата при трудоустройстве. Если при целевом образовании студент на старте выбирает базовую организацию, в которой он потом обязуется отработать, то при ISA по окончании учебы можно выбрать любого подходящего работодателя. ISA-модель можно назвать целевым обучением 2.0.
Изначально эта модель появилась в США в середине прошлого века — студенческие долги, которые люди были вынуждены возвращать практически на протяжении всей своей будущей профессиональной жизни (при том, что стоимость образования в топовых университетах уже тогда составляла десятки, а то и сотни тысяч долларов) для многих превратились в подобие образовательной ипотеки. Модель ISA еще тогда стала спасением для огромного количества студентов, но ее широкое распространение началось уже в 2000-х вместе с моделями дистанционного образования. Сейчас такой подход используют более 200 компаний, в числе которых — BloomTech, Microverse, CAPSLOCK, JobEasy, Outtalent.
В России модель ISA пока что не так распространена, однако ее внедрение является одним из самых перспективных способов закрытия дефицита профессиональных сотрудников в ИТ-сфере. Мы решили развивать систему постоплаты и запустили специальный курс для будущих аналитиков данных по такой модели — они востребованы во многих областях бизнеса, в том числе в ритейле, финансовых организациях, высокотехнологичных производствах, логистике, электронной коммерции и так далее. Появление такой финансовой модели расширит доступ к ИТ-образованию для тех россиян, у кого ранее не было такой финансовой возможности.
За семь месяцев человек с определенной фундаментальной базой вне зависимости от его основного образования может обучиться этой специальности, после чего мы помогаем ему с трудоустройством. Чтобы новому специалисту было проще найти работу, образовательный процесс сконцентрирован на практическом применении полученных навыков — решение реальных бизнес-задач от компаний-партнеров, работа спринтами под руководством ментора-тимлида, обмен опытом с другими командами, участие в хакатонах.
После окончания обучения и трудоустройства, согласно контракту, специалист будет отчислять за обучение 17% своей зарплаты на протяжении восьми месяцев. Но если студент не получит оффер, выполняя при этом ряд условий, связанных с поиском работы — участие в карьерных консультациях, отклики на сайтах с вакансиями, то он не будет ничего должен компании.
EdTech-проектам такая модель тоже выгодна. Во-первых, компания берет на программу не всех желающих, а только тех, кто действительно мотивирован завершить ее для дальнейшего трудоустройства. Кандидаты проходят тестирование, собеседование с ментором и пишут мотивационное письмо. Мы расширяем привычную целевую аудиторию и ориентируемся на новый сегмент — студентов последних курсов и выпускников вузов. Они обладают хорошей академической базой, но при этом им недостает практических навыков, поскольку в университетах есть сложности со встраиванием прикладных инструментов, нужных отрасли. Задача EdTech-компании здесь как раз в том, чтобы оснастить студентов инструментарием в максимально короткие сроки, помочь трудоустроиться и тем самым постепенно сокращать разрыв между ожиданиями работодателей от выпускников и их реальными знаниями.
При этом условие в виде доли дохода, закрепленное в контракте, фактически становится стимулом для самого EdTech-проекта — чем качественнее будет обучение будущего айтишника, тем больше у него будет шансов для успешного трудоустройства. В этом смысле доходы EdTech-проекта выстраиваются не столько из ценовой конкуренции с аналогичными проектами, сколько из рыночной стоимости выпущенных специалистов.
Один из ключевых плюсов ISA-модели состоит в том, что подготовка специалиста для работы в новой для него области происходит гораздо быстрее, чем при более традиционных способах обучения — сейчас она занимает в среднем до года при том, что за это время человек становится уверенным профессионалом в новой для себя области. Считаю, что образование по модели ISA будет становиться все более распространенной практикой в России, и вскоре сможет стать широко востребованным форматом, как это уже работает в той же Индии. При этом перспективы для развития есть не только у этой модели оплаты, но и у других, направленных на удобство пользователей и где оплата идет за результат — поскольку EdTech-рынок в России становится более зрелым.