редакции Выбор
Ноу-хау от шейха: как опыт работы в Кувейте подтолкнул меня к началу своего бизнеса
Меня зовут Николай Ярин, я основатель студии Smallstudio. Большую часть жизни я занимаюсь дизайном коммерческих интерьеров. Однажды на behance мне пришло сообщение: Шейди, арт-директор студии Lines спрашивал, не хочу ли я поработать в Кувейте. Я толком не знал, что это за страна и где она, но сразу согласился.
Чуть-чуть предыстории
Дизайном я начал заниматься еще во время учебы, с тех пор сменил несколько студий, долго был фрилансером. В компаниях, где я работал, на дизайнере было все от создания концепции до вычерчивания рабочей документации. Иногда презентация и защита проекта тоже были на мне.
Фриланс принципиально не отличался – дизайнер здесь такой же универсальный солдат, который варится в собственном соку. Опыт прекрасный, но экономически совсем не выгодно. Я мог бы найти куда более полезное применение потраченному на чертежи времени, да и профессиональный чертежник сделал бы эту работу быстрее и лучше.
Восточная экзотика
После нескольких собеседований в скайпе мне выслали билеты, и мы с женой (ей тоже предложили работу) переехали в Кувейт. Стоит ли говорить, там все не как у нас.
Я, конечно, мало что могу сказать о бизнес-процессах в арабских странах, все-таки меня наняли как специалиста, но вот что я увидел. В студии работали люди из Индии, Турции, Колумбии, Украины, Румынии, Польши, России, с Филиппин. Был даже один француз. Такая мультикультурность характерна вообще для бизнеса в Кувейте, особенно для сферы дизайна.
Студия принадлежит шейху. Если у шейха пара небоскребов, студия обслуживает проекты в этих небоскребах.
Сторонние проекты тоже есть, но они скорее имиджевые, и цели заработать на них нет. Например, вся студия как-то разрабатывала маленькую кофейню для жены аравийского шейха – важного бизнес-партнера владельца нашей студии, кувейтского шейха мистера Мишеди. С точки зрения конкретного проекта – совершенно убыточно (жена к тому же очень капризная и истеричная, всех замучила), но, наверное, очень выгодно для партнерства.
Командная работа на шейха
Условия ведения бизнеса непохожи на российские, но те особенности работы, которые я там увидел, легко приживаются и у нас. Ключевое отличие – командная работа. И это не просто клише, а необходимое условие для создания сложных и хорошо проработанных проектов.
Дизайнер интерьеров работает в связке с графическим дизайнером, копирайтером и отделом маркетинга. Примерная структура студии – это 4 отдела, в каждом по 4-6 человек:
- Дизайн интерьеров
- Брендинг
- Графический дизайн
- Конструкторский отдел
Такая структура намного эффективнее и в плане времени, и в плане качества разработки. На всех этапах проект был под контролем профильных специалистов, участвовали в его обсуждении и создании. За счет этого намного меньше вероятность ошибок и недоработок. Делая кафе или ресторан, мы не делали интерьер – мы системно работали над концепцией, и на выходе получали результат, близкий к идеальному.
Еще одна особенность работы – очень высокое качество презентации проектов. Для каждого проекта – будь то огромный ресторан или маленький магазин сладостей – делался индивидуальный альбом, сверстанный под конкретный проект, с индивидуальной обложкой. Например, обложка презентации для японского ресторана имитировала сушеные водоросли нори, а переплет был сделан из палочек.
Свободное плавание
Еще одна особенность работы в Кувейте (которая вряд ли приживется когда-нибудь в России, а тем более в Москве) – там абсолютно нечего делать, поэтому всю свою энергию ты тратишь на работу. С точки зрения развития как специалиста это, наверное, плюс. С точки зрения жизни – несомненный минус.
Постоянно проживающие экспаты и коренные жители говорят так: «наше хобби - толстеть и худеть». Дело в том, что кроме ресторанов и фитнес-клубов развлечений почти нет.
Долго жить в Кувейте скучно, да и семейные обстоятельства не позволяли задержаться подольше, так что через несколько месяцев работы в Lines мы вернулись в Москву. Однако и этого времени хватило, чтобы у меня сложилось понимание того, как надо работать. Идея создать свою студию давно крутилась у меня в голове, но после этого опыта все встало на свои места.
Вернувшись, я устроился к своему предыдущему работодателю и предложил ему внедрить кувейтский опыт. Предложение встретили «на ура», и в компании появились отдельные специалисты: графический дизайнер, чертежник, копирайтер. Вскоре стало понятно, что схема отлично работает и в России. Спустя несколько месяцев я ушел в свободное плавание и начал создавать свою студию. Но это уже другая история.