Главное Авторские колонки Вакансии Образование
605 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Безопасность ГТС. Обследование и мониторинг технического состояния сухого дока

Обследование и мониторинг технического состояния портовых гидротехнических сооружений, согласно ГОСТ Р 54523-2011, осуществляется в процессе строительства и эксплуатации ГТС с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На сегодняшний день на отечественных судостроительных и судоремонтных предприятиях внедряется автоматизированная система дистанционного контроля и мониторинга состояния сухих доков, судоподъемных гидротехнических сооружений, расположенных на акваториях портов и судоремонтных заводов.

Сухой док — объект обследования и мониторинга

Сухой док — изолированный от воды стационарный док, не связанный напрямую с погрузо-разгрузочными работами или причаливанием, но позволяющий обеспечить необходимый ремонт и техническое обслуживание подводных частей судов. Габаритные размеры дока соответствуют размерам наиболее крупного судна, для которого данный док предназначен, а глубина шлюзовой камеры, облицованной камнем или железобетоном, превышает на заданную величину максимальную осадку такого судна. На стенах дока укреплены спуски и трапы, а на дне установлены килевая дорожка, водосборники и колодцы для откачки воды.

Сухой док примыкает непосредственно к акватории, от которой отделяется шлюзом с доковым затвором — батопортом, металлической пустотелой конструкцией, изготовленной по форме и размерам шлюзной части дока. Иногда доковые затворы могут представлять собой шлюзовые створчатые ворота или откатные затворы вертикального скольжения.

Верхняя часть камеры сухого дока оснащена швартовыми устройствами: шпилями и палами, а стены — несколькими рядами рымов. Для работы с тяжелыми механизмами и конструкциями доки оборудуются специальными кранами, которые передвигаются по рельсовым путям, уложенным наверху вдоль камеры. Сухой док, как правило, обеспечен водопроводом, электроэнергией и котельной.

Цели обследования и мониторинга сухих доков

— получение достоверной информации о техническом состоянии судоподъемного сооружения предприятия — сухого дока и основного затвора — батопорта, выявление дефектов их конструктивных элементов, определение физического износа конструкций и сооружения в целом;

— проверка возможности дальнейшего использования ранее возведенных конструктивных элементов дока;

— заключение по допустимым режимам эксплуатации и дальнейшему мониторингу технического состояния;

— выработка предложений по ремонту или реконструкции (проектные решения инженерной защиты сооружения, объемы работ, технология, ориентировочная стоимость).

Нормативные документы, в соответствии с которыми проводится обследование сухих доков

— СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений»;

— ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;

— ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования»;

— РД 31.3.3-97 «Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта»;

— 741-12-330-75 «Правила устройства и безопасной эксплуатации судовозного и судоспускового оборудования»;

— СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.

— Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.

Состав работ в рамках комплексного обследования сухих доков

— сбор информации об объекте, изучение и анализ проектной исполнительной документации на строительство дока, отчетов о ранее производившихся обследованиях сооружения;

— предварительный тщательный осмотр прилегающей к доку территории и самого дока в целом и его конструктивных элементов для обнаружения дефектных мест в конструкциях, в том числе водолазные работы;

— визуальное и инструментальное обследование конструктивных элементов сухого дока с определением фактических характеристик материалов основных несущих конструкций (надводная и подводная части сооружения) с определением категорий их технического состояния, выборочным измерением прочности бетона неразрушающим методом (стены, днище, голова дока);

— обмерочные работы, определение пространственного положения элементов сооружения методами геодезических и специальных измерений;

— обследование с фиксацией технического состояния уплотнений и температурноосадочных швов;

— выполнение гидрогеологических изысканий прилегающей к доку территории (периметр дока), с построением гидрогеологических разрезов, определением направления и уровня движения подземных вод, на основании пробуренных скважин (количество необходимых скважин определяется расчетным методом);

— проведение лабораторных исследований грунтов, подземных и поверхностных вод.

— наблюдение за фильтрацией воды через стены, пороги, уплотнения батопорта и температурноосадочные швы;

— определение технического состояния систем сбора и отвода воды из сухого дока и систем наполнения и опорожнения дока. Обследование технического состояния доковой насосной станции;

— Определение планово-высотного положения кранового пути портального крана дока. Обследование ж/д полотна на предмет возможности дальнейшей эосплуатации (либо необходимости строительства новых подкрановых путей);

— Визуальный осмотр оборудования дока (каналы промэнергопроводок, пункты подключения, швартовое оборудование, ограждение, насосное оборудование и т.п.) с фиксацией состояния и дефектов оборудования в виде описания и фотографий, а также рекомендаций к устранению выявленных дефектов и нарушений в работе оборудования;

— Обследование и техническое освидетельствование сетей инженерно-технического обеспечения (водопровод, канализация, электроснабжение и др.);

— Водолазный осмотр подводных поверхностей сооружений со стороны акватории, в том числе и контура опирания основного затвора — батопорта, а также поверхности самого затвора;

— Подводное обследование дна сооружения;

— Обследование и техническое освидетельствование несущих конструкций, оснований и фундаментов, обследование фундаментов и грунтов оснований в открытых шурфах), шпунтовых конструкций, причальных стен, береговой полосы;

— Поверочные расчеты основных несущих конструкций;

— Графические материалы;

— Материалы фотофиксации;

— Обобщение и анализ результатов обследования, формулирование выводов и рекомендаций, оформление Заключения;

— Обследование существующих железобетонных конструкций ГТС с выявлением следующих дефектов:

-наличие трещин, сколов, разрушений;

— месторасположение, характер трещин и ширина их раскрытия;

— состояние защитных покрытий;

— наличие прогибов и деформаций конструкций;

— наличие признаков нарушения сцепления арматуры с бетоном;

— наличие разрывов арматуры;

— степень коррозионного разрушения бетона и арматуры;

— увлажнение конструктивных элементов и следы высолов, наблюдение за фильтрацией воды;

— протечки конструкций;

— Обследование существующих металлических конструкций с выявлением следующих дефектов:

— наличие дефектов и механических повреждений;

— состояние сварных, заклепочных и болтовых соединений;

— степень и характер коррозии элементов и соединений;

— прогибы и деформации.

Контрольно-измерительное оборудование для дистанционного мониторинга ГТС

Для непрерывного дистанционного мониторинга технического состояния портовых (судоподъемных) гидротехнических сооружений (в том числе сухих доков) в системе телеметрии используется широкий спектр датчиков для измерения различных параметров объектов, контроллеров и модемов, работающих в GSM, GPRS или радиочастотных диапазонах, передающих данные на диспетчерский пункт. Наиболее корректно отображается информация с датчиков, которые устанавливаются в гидротехнические сооружения на стадии строительства.

Виды датчиков для мониторинга гидротехнических сооружений

— Пьезометры, обеспечивающие контроль фильтрационного напора;

— Инклинометры для измерения степени горизонтальной деформации грунта и осадку сооружения;

— Щелемеры, определяющие величину раскрытия щелей бетонных элементов ГТС, смещение частей сооружения относительно друг друга;

— Датчики деформаций, контролирующие напряженно-деформированные состояния бетонных элементов конструкции;

— Датчики для измерения уровня воды в акватории и уровня грунтовых вод;

— Климатические датчики (метеостанции) для измерения скорости ветра, температуры, интенсивности осадков.

Контролеры датчиков служат для оцифровки и передачи на центральный модем диспетчера. Блоки дистанционного контроля и мониторинга осуществляют сбор данных, подачу сигналов управления и связь с серверной частью системы для обработки, хранения данных, поступающих от внешних устройств.

Индивидуальный проект мониторинга гидротехнических сооружений (ГТС)

Значительная экспертиза в предпроектных инженерных изысканиях, проектировании и создании систем мониторинга с использованием широкого спектра современных датчиков, а также опыт разработки специального программного обеспечения, позволяет компании «СМИС Эксперт» разрабатывать оптимальные решения для качественного мониторинга сухих доков и других гидротехнических объектов.

Обследование и мониторинг гидротехнических сооружений необходим для обеспечения непрерывного дистанционного контроля за показателями технического состояния и безопасности конкретного объекта ГТС, природных и техногенных воздействий и разработки на основании полученных данных мер, обеспечивающих условия для безопасной эксплуатации ГТС и для предотвращения повреждений и аварий на них.

Учитывая разное назначение и конструктивные особенности гидротехнических сооружений, наша компания всегда создает индивидуальная системы контроля, учитывающий эти особенности. Так, мониторинг гидроэлектростанций коренным образом отличается от системы контроля сухого дока, отстойника или шлюза.

Единственное, что остается неизменным, когда к работе подключается компания «СМИС Эксперт» — это высокое качество и ответственный подход к каждому этапу работы. Наш опыт и реализованные проекты — лучшее тому доказательство.

Сделать заявку, задать вопрос и получить дополнительную информацию

Для получения бесплатной консультации, уточнения условий предоставления услуги, пожалуйста, обратитесь по телефону +7 (495) 532-52-62, по e-mail: info@smis-expert.com, закажите звонок или оставьте заявку на одной из контактных форм обратной связи на странице сайта. Мы предоставим вам всю необходимую информацию, подберем оптимальное решение для Вашего объекта, сделаем предварительную оценку бюджета.

Источник материала: https://smis-expert.com/blog/bezopasnost-gts-obsledovanie-i-monitoring-tekhnicheskogo-sostoyaniya-sukhogo-doka/

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.