Безопасность гидротехнических сооружений морских портов
Комплекс производственной безопасности ГТС морских портов
К наиболее серьезным природным и техногенным факторам, способным инициировать аварии на гидротехнических сооружениях, относятся:- изменение свойств материалов гидротехнических сооружений и их оснований;- статические и динамические нагрузки на конструкции сооружения и их основания,- переменные температурные воздействия;- суффозионные процессы, приводящие к проседанию грунта, деформациям и т. п.; — человеческий фактор (ошибки изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации конкретного ГТС, неправильные действия или бездействие управляющего и обслуживающего персонала в аварийных ситуациях и т. д.).
В соответствии с «Градостроительным кодексом Российской Федерации», статья 48.1, портовые гидротехнические сооружения (ГТС), являющиеся объектами инфраструктуры морского порта, за исключением объектов, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, относятся к особо опасным и технически сложным.
Обеспечение безопасности ГТС морских портов, согласно Федеральному законодательству, — обязанность владельцев объектов и эксплуатирующих организаций, которые должны создавать условия для безопасной технической эксплуатации ГТС, строго соблюдая комплекс производственной безопасности, который включает в себя нижеследующие требования.
Требования конструкционной безопасности ГТС морского порта
— мониторинг и оценка технического состояния конструкций портовых ГТС, режима их эксплуатации и соблюдения требований технических регламентов;- геодезические наблюдения за планово-высотным положением, смещением и деформацией конструкций гидротехнических сооружений;- измерение, расчет и контроль уровня постоянных, а также временных, кратковременных и особых нагрузок и воздействий на морские причальные сооружения;
— измерение, расчет и контроль экстремальных природных и техногенных нагрузок и воздействий на объекты инфраструктуры морского порта (сейсмических нагрузок, динамических нагрузок от взрывов, гидродинамических и взвешивающих воздействий, обусловленных цунами и тайфунами);- мониторинг уровня воздействия неравномерных деформаций основания гидротехнических сооружений, сопровождающихся изменением структуры и свойств грунта;
— контроль колебания уровня воды и контроль дна в морском порту;- наблюдения за регламентированным использованием средств механизации и транспорта в порту;- контроль проведения технических осмотров и комплексных обследований на объектах инфраструктуры морского транспорта;- контроль проведения необходимого объема и качества ремонтно-восстановительных мероприятий, текущего и капитального ремонта портовых гидротехнических сооружений.
Требования пожарной безопасности ГТС морского порта
— мониторинг и анализ данных о пожарах, авариях, взрывах в портовых ГТС;- прогнозирование на базе полученных данных чрезвычайных ситуаций с определением частоты событий, инициирующих аварийные ситуации на объектах инфраструктуры морских портов;
— контроль проведения и качества мероприятий по повышению уровня защиты объектов, спасению людей во время пожаров и ликвидации аварий на ГТС;- контроль проведения обучения по ликвидации аварий, пожаров, а также необходимой профессиональной и психологической подготовки обслуживающего персонала на объектах инфраструктуры морского транспорта;- обеспечение и контроль взаимодействий персонала порта с пожарными подразделениями во время ликвидации пожаров на ГТС.
Требования экологической безопасности ГТС морского порта
— мониторинг технического состояния и режима эксплуатации инженерных систем канализации причалов и очистных сооружений, необходимых для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, в том числе дренажных систем, отстойников, системы оборотного водоснабжения и ввода флокулянтов для осаждения мелких фракций и других систем;
— мониторинг соответствия объектов инфраструктуры морского транспорта, используемого для перевалки угля, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;- измерение и контроль дополнительного фильтрационного давления воды при нарушении нормальной работы противофильтрационных и дренажных устройств;
— контроль наличия и предоставления разрешительной экологической документации, обосновывающей процессы по перевалке угля в морском порту, на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы.
Обеспечение безопасности ГТС морского порта в процессе их эксплуатации
Исполнение нормативных требований промышленной (конструкционной) безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требований технических регламентов объектов инфраструктуры морского порта должно обеспечиваться владельцами и эксплуатирующими организациями в процессе технической эксплуатации данных портовых гидротехнических сооружений, включая:
— установление и надзор за соблюдением режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения; — организация эксплуатационного контроля, ведение мониторинга технического состояния (технического надзора) за объектами инфраструктуры морского транспорта, включая регулярные и периодические технические осмотры;
— организация непрерывного мониторинга объектов инфраструктуры морского порта, включая комплексные обследования;- оценка технического состояния, выявление снижения эксплуатационных характеристик и принятие оперативных мер по устранению причин и усилению гидротехнического сооружения, своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий, текущих и капитальных ремонтов;
— проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту объектов инфраструктуры, систем и оборудования, машин и механизмов ГТС;- разработка и ведение документации, предусмотренной законодательством.
Прогнозирование и оценка риска аварий на ГТС морского порта
В целях организации мониторинга безопасности гидротехнических сооружений морского порта, необходимо: — провести идентификацию опасностей аварий на ГТС, выявить все возможные опасные факторы, явления, процессы и события, способные инициировать аварийные ситуации на территории гидротехнических объектов порта;
— произвести предварительный анализ опасностей ЧС для каждого типа ГТС в инфраструктуре морского порта;- выработать предварительную экспертную оценку вероятности (среднегодовой частоты) и последствий аварий для владельцев, эксплуатирующих организаций, окружающей среды;
— сформировать максимально полный перечень сценариев аварий, возможных на каждом из типов ГТС морского порта и провести их ранжирование по уровню риска для основных реципиентов, персонала объекта, населения и окружающей природной среды; — выполнить детальный анализ рисков с оценкой частоты, вероятности и последствий ЧС
Индивидуальный проект мониторинга безопасности ГТС морского порта
Значительная экспертиза в предпроектных инженерных изысканиях, проектировании и создании систем мониторинга с использованием широкого спектра современных датчиков, а также опыт разработки специального программного обеспечения, позволяет компании «СМИС Эксперт» разрабатывать оптимальные индивидуальные решения (системы) для обеспечения производственной безопасности гидротехнических объектов морских портов.
Созданные нами информационные системы используются нашими заказчиками в процессе строительства и эксплуатации ГТС морских портов для автоматизированного мониторинга, эксплуатационного контроля, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, регламентации, управления периодическими работами по обслуживанию гидротехнических хозяйственных объектов с учетом их назначения, класса, конструктивных особенностей и условий эксплуатации.
Предписанные законом геодезические наблюдения, осмотры и обследования заказчики проводят самостоятельно (при наличии специалистов соответствующей квалификации) или с привлечением подрядчиков, аттестованных на данные виды услуг.
Мы проведем все необходимые предпроектные инженерные изыскания, разработаем проектно-сметную документацию, методику автоматизированного мониторинга безопасности ГТС, техническое задание на создание системы и программу производства работ по ее внедрению.
Визитная карточка компании «СМИС Эксперт» — это высокое качество и ответственный подход к каждому этапу работы. Лучшее тому доказательство — успешно реализованные проекты безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов.
Сделать заявку, задать вопрос и получить дополнительную информацию
Для получения бесплатной консультации, уточнения условий предоставления услуги, пожалуйста, обратитесь по телефону
Мы предоставим вам всю необходимую информацию, подберем оптимальное решение для Вашего объекта, сделаем предварительную оценку бюджета.
Источник материала: https://smis-expert.com/blog/bezopasnost-gidrotekhnicheskikh-sooruzheniy-morskikh-portov/