Как лень может принести пользу вашему бизнесу
Тюлень такой довольный, потому что знает — лениться полезно
Лень — вред или польза?
Психологи считают, лень полезна. Она как бы намекает, что пора отдохнуть или поменять направление деятельности. В личной жизни можно расставить приоритеты и найти время для безделья, а в бизнесе есть слово НАДО: пока вы изображаете из себя счастливого тюленя, вас сожрут конкуренты. Поэтому нужно использовать более хитрую штуку, чем лень, а именно — автоматизацию процессов.
Автоматизировать — это отдать часть работы специально обученным сервисам. Доверьте сервисам рутину (особенно в маркетинге), и найдите время для важного:
- аналитики (никто не будет думать за вас)
- стратегических задач (до них никогда не доходят руки)
- в конце концов, для отпуска (бессмертные пони тоже устают).
В бизнесе лень полезна, если подразумевать под ней автоматизацию рутины. Вредная лень, из-за которой можно потерять деньги — забить на задачи, игнорировать проблемы и делать все «на отвали».
Мы расскажем, как ленится с пользой и автоматизировать уже сейчас:
- повторные продажи
- email-рассылку
- работу с соцсетями.
Как лениться, когда хочешь продать клиенту еще раз?
У каждого человека есть события, которые случаются пару раз в жизни — свадьба, покупка квартиры, рождение ребенка. Покупки, связанные с этими событиями, не регулярные. В других случаях покупки обладают цикличностью:
- которую легко отследить (абонемент в фитнесс-центр, страховой полис)
- сложно отследить (доставка суши, поход в кафе).
Главная задача в таком случае — выяснить периодичность и мягко подталкивать клиента к покупке, не подпуская к нему конкурентов. А если клиент «ушел», выяснить что случилось и попытаться его вернуть. Наблюдать за каждым клиентом и вовремя предлагать ему покупку — важная задача. Но что делать, если некогда и появились дела поважней?
Подарить клиента конкурентам
Чтобы «вернуть» клиента, мало знать дату следующей покупки: нужно вовремя вспомнить ее. Отсутствие учета грозит потерей клиента. Но рынок не резиновый: если будете упускать старых, и обращать внимание только на привлечение новых клиентов, выжжете аудиторию.
Если ведете учет в Excel-таблице и постоянно пропускаете дату контакта с клиентом, самое время отдать задачу CRM-системе:
- amoCRM
- Мегаплан
- Битрикс24
- Zoho CRM
- FreshOffice
Ребята из amoCRM рассказали нам, как автоматизировать циклические покупки.
Как автоматизировать допродажи с amoCRM
Вы вносите данные о клиенте, и сервис создает воронку покупателей — последовательность контактов с клиентом. Фактически это единственный способ работать в таких индустриях, где существует очевидная дата следующей сделки. В таких бизнесах принципиально важно видеть, кто из покупателей недавно продлился, а кому это предстоит в ближайшее время, и соответствующим образом строить работу и коммуникации.
Представьте: у вас фитнес-центр. Есть клиенты с ситуативными покупками («похуденцы» к лету), и со стабильными — стройные красивые люди, которые посещают зал по абонементу.
Менеджер знает точную дату, когда у клиента закончится абонемент. Он заносит информацию в систему и задает периодичность покупок. Дальше нужно только наблюдать и анализировать данные.
За несколько дней до окончания абонемента сервис автоматически отправит напоминание по e-mail или SMS. Если клиент проигнорировал напоминалку и не купил абонемент, то продолжаем спасать его фигуру: показываем таргетированную рекламу. Если сделки опять нет, то система сообщит менеджеру, что с таким клиентом лучше созвониться.
«Похуденцы» нам тоже нужны. Мы можем спрогнозировать сезонность желания похудеть (к лету и к новому году), и устанавливаем примерный срок повторной покупки самостоятельно. В выбранный период клиент сначала начнет видеть таргетированную рекламу, потом получать специальные предложения о покупке, например, скидки на индивидуальные занятия с тренером или бесплатную групповую тренировку. Это мотивирует.
Воронка покупателей автоматизирует процесс повторных продаж и сводит к минимуму влияние человеческого фактора: вы никогда не забудете и не перепутаете клиентов.
Как лениться, когда отправляешь клиентам e-mail?
Рассылка помогает превратить посетителей сайта в реальных покупателей. Но письмо действует только тогда, когда отправлено нужному человеку и в нужное время. Сохранять базу контактов в экселе и посылать письма вручную через обычную почту — долго, больно и неэффективно. Как поступить, если на рассылку больше не осталось сил?
Не отправлять email-рассылку
Кажется, ничего страшного не произойдет, если не «прогревать» клиентов письмами. Особенно, если реклама регулярно поставляет новых покупателей на сайт. Но это не так, без рассылки растет риск недополучения прибыли и клиентов, например:
- тех, кто добавил товары в «избранное» или «корзину», но не купил
- тех, кого заинтересуют комплементарные товары и аксессуары к основной покупке.
Только представьте сколько денег вы упускаете, когда не работаете с посетителями сайта? Этого можно избежать: настройте автоматическую отправку писем в специальном сервисе:
- SendPulse
- UniSender
- MailerLite
- MassDelivery
- Mailo Post
Мы расспросили ребят из Mailo Post о том, как автоматизировать рассылки по-красоте.
Автоматизировать рассылку с Mailo Post
Автоматизация работы с рассылкой спасает не только от рутины и Excel-таблиц с электронными адресами клиентов, но и исключает человеческий фактор в работе. При больших объемах данных легко ошибиться: забыть отправить или перепутать сообщения.
Создать рассылку на Mailo Post — значит построить дерево событий. Отправка писем идёт по заданным сценариям. Плюс в том, что можно создавать сложные цепочки писем, например: отправляем первое письмо цепочки, его открыли — отправляется письмо №2 через заданное время, если не открыли — письмо №3. Пользователь перешел по ссылке из письма №2, отправляется письмо №4 и т.д.
Дерево событий email-рассылки
Сервис спасает от рутинной сегментации клиентов вручную. Примеры самых популярных сценариев на сервисе:
- Welcome-цепочка новым клиентам. Клиент зарегистрировался на сайте — сервис отправит приветственное письмо. Это поможет наладить контакт с новыми клиентами, ответить на вопросы, возражения и подтолкнуть к заключению сделки.
- Рассылки по брошенным корзинам. Покупатель начал оформлять заказ, но не подтвердил его. Через некоторое время ему придет «письмо-напоминалка».
- Кросс-продажи. Сервис отправляет письмо после покупки: предложение скидки на аксессуар или рекомендация на похожие товары.
- Цепочка реактивации. Поможет разбудить «уснувших» клиентов. Сервис отправляет письма тем, кто перестал покупать.
Для быстрого добавления новых адресов в сервисе предусмотрена автоматическая интеграция с конструктором лендингов Tilda. Если лендинг собран в другом конструкторе, то возможна интеграция с помощью API. E-mail, который оставил пользователь при регистрации, с лендинга сразу переносятся в Mailo Post и попадает в сценарий рассылки.
В форме предусмотрено подтверждение «double opt-in»: прежде, чем новый адрес будет добавлен, ему отправляется письмо подтверждения, чтобы исключить неверные адреса.
Кроме отсутствия автоматизации ручная рассылка писем опасна тем, что лишает обратной связи с клиентом: сложно понять, какие именно действия с письмом совершает клиент. Если клиенту не нравится рассылка, отправленная вручную, вы навсегда улетите в спам, потеряете покупателя, а еще получите раздражение и негатив. Но если используете сервис, то понятно, какой клиент не открыл ни одного письма: сервис просто больше не будет его беспокоить.
Как лениться, когда ведешь соцсети?
Соцсети требуют внимания: нужно оперативно рассказывать про важное, не терять потенциальных клиентов и не портить репутацию молчанием. Но лень.
Представьте, что вы выкладываете посты в 5 соцсетях (ВКонтакте, Instagram, Facebook, Одноклассники и Telegram), и устали от рутины. Что тогда?
Забить на проблему
Лень шепчет вам на ушко: «А ну его, махни на все рукой и полежи на диване. Ничего страшного не случится». На самом деле это не так:
- пропадут результаты, которых добились упорным трудом. Нерегулярные публикации видят меньше людей, о вас начнут забывать. Чтобы восстановить охват, придется не просто выкладывать посты, но и продвигать их платно.
- потеряете лояльную аудиторию, клиентов перехватят более коммуникабельные конкуренты.
Последствия такой лени обойдутся дорого. Постепенно соцсети из инструмента, который приносит вам клиентов (и денежки) превратится в имиджевую историю «веду соцсети без плана и стратегии, потому что просто так». После этого вы вообще перестанете понимать, зачем соцсети вам нужны, и сознательно потеряете один из самых эффективных инструментов по привлечению клиентов.
Забивать — не вариант, лучше делегировать задачи сервису.
Автоматизация подразумевает автопостинг, возможность видеть комментарии и статистику по всем соцсетям в одном месте. Функция автопостинга ( и частично — статистика) есть в нескольких сервисах:
- «Амплифер»
- SMM Planner
- Kuku.io
- Publbox
- SMM Aero
Мы сравнивали сервисы, результаты можно посмотреть в гугл-таблице. У первых четырех отсутствует нет отслеживания комментариев, и статистика послабже: поэтому рассмотрим автоматизацию на примере SMM Aero.
Автоматизировать соцсети с SMM Aero
Ручное ведение соцсетей отнимает много времени и нервов, в какой-то момент захочется забить на все. Это ошибка будет стоить денег. Чтобы избавиться от утомительной задачи и больше не вникать в нее, лучше автоматизировать:
- Регистрируетесь на сайте и привязываете страницы.
- Получаете 7 бесплатных дней для тестирования.
- Создаете проект: на этом этапе вы уже восхитительны. Статистика уже будет собираться, комментарии отслеживаться, а за окном будет хорошая погода (погода не входит в стоимость сервиса).
После того, как проект создан, нужно только нажать зеленую кнопку «создать пост»: пишете текст, и оно само публикуется в нужные группы. Магия.
В пост можно добавить картинку, gif, видео до 100 мб или опрос, или геометку, или ссылку-сниппет: да что хотите!
Чтобы не превращать создание контента в ежедневную пытку, подготовьте посты на ближайший месяц. Контент выйдет точно в назначенное время, не придется нервничать и перепроверять. А если планы изменятся, можно просто перетащить пост на другой день: дата публикации автоматически поменяется.
Отслеживать комментарии без сервиса трудно. Чтобы оперативно отвечать, придется постоянно заглядывать в соцсети. Сервис поможет быстро реагировать на комментарии и оставаться на связи с клиентами:
Статистика тоже собирается в одном месте: даже если вам не хочется заниматься анализом, можно быстро увидеть динамику (положительную или отрицательную — зависит только от вас). А если нужно перед кем-то отчитываться, просто скачайте отчет в Excel.
Автоматизировать ведение соцсетей совсем несложно, а результат налицо: сэкономите в 5 раз больше времени (мы проверяли) и не потеряете клиентов.
Вывод
Вишенка на торте: кроме избавления от рутины, сервисы дают 4 других преимущества:
- Если сотрудник увольняется, работа не прекращается и данные о клиентах не исчезают вместе с ним.
- Сервис хранит всю историю работы по каждому проекту или клиенту.
- Снижается количество ошибок из-за невнимательности сотрудников.
- Увеличивается скорость работы.
В контексте бизнеса лень означает развитие. Чтобы стать прибыльнее, лучше отказаться от ложной экономии и желания «сделаю все сам» в пользу автоматизации. Только это поможет освободить время и силы на стратегию, планирование и анализ.