5 принципов эффективной коммуникации руководителя с подчинёнными
Зачем выстраивать эффективную коммуникацию
Прежде чем что-то планировать и выстраивать, важно понимать, какой результат принесёт дело. Понимание результатов снижает прокрастинацию и повышает мотивацию. Итак, вот 3 причины выстроить эффективную коммуникацию с сотрудниками:
Повысить авторитет руководителя
Налаженный диалог подчинённых и руководителя повышает доверие к последнему, как и его авторитет. К руководителю, который адекватно ведёт коммуникацию, хочется обратиться. К нему не боятся идти сотрудники за уточнениями и понимают поставленные перед ними задачи.
Увеличить продуктивность работы
Эффективная коммуникация может мотивировать сотрудников делать работу более продуктивно, что положительно сказывается на ключевых показателях компании. При плохой коммуникации руководителя с подчиненными работа выполняется гораздо медленнее. Например, руководитель дает правки в форме монолога, не выслушивая обратную связь подчиненным. Соответственно, желание работать и продуктивность сотрудника снижается, поскольку его объяснения никто не выслушивает. В ситуации, где руководитель
Повысить качество работы
Умение донести суть поставленной задачи и дать понятную обратную связь — один из важных пунктов управленческой коммуникации. При её эффективности снижается количество правок к задачам подчинённых, возрастает качество работы.
Сейчас мы перейдем от теории к практике и расскажем про конкретные принципы эффективной коммуникации.
Принцип диалога
Суть данного принципав том, чтобы руководитель не просто ставил задачи или выдавал обратную связь в одностороннем порядке, а вовлекал в это подчинённого. Так у линейного сотрудника повышается чувство принадлежности к процессу, что положительно сказывается на его мотивации и работоспособности. Это также увеличивает лояльность к руководителю, что влияет на продуктивность.
Пример отсутствия принципа диалога: «Поставил тебе 5 задач в Trello. Возьми в работу с утра.»
Пример применения принципа диалога: «Поставил тебе 5 задач в Trello, начать нужно с утра. Напиши, всё ли понятно? Может, есть вопросы?»
Принцип конструктива
Принцип конструктива подразумевает, что любая критика имеет под собой фактологическую основу и исключает субъективную оценку. То есть при объяснении сотруднику того, что вам не нравится, стоит избегать формулировок, которые являются сугубо субъективными и давать обратную связь на основе конкретных фактов.
Пример отсутствия принципа конструктива: «Мне не нравится дизайн, нужно переделать»
Пример применения принципа конструктива: «Цвета в дизайне не соответствуют брендбуку нашей компании. Пожалуйста, пересмотри его и поменяй цвета»
Принцип вежливости
Принцип вежливости в коммуникации с сотрудниками предполагает корректное общение, употребление общепринятых слов вроде «спасибо», «пожалуйста», «благодарю» и др. Вежливость помогает расположить к себе подчинённого, демонстрирует ему ваше уважение, повышая ваш авторитет как руководителя. А это, в свою очередь, положительно влияет на мотивацию и продуктивность.
Пример отсутствия принципа вежливости: «Посмотри материалы, которые отправила на почту»
Пример применения принципа вежливости: «Посмотри, пожалуйста, материалы, которые отправила на почту»
Принцип результата
Ещё один важный принцип эффективной коммуникации — ваше общение с подчинёнными должно давать нужный вам результат. Перед тем, как написать обратную связь или поставить задачу сотруднику, рекомендуем задать себе вопрос — «Какой результат я хочу получить?» Мышление с позиции результата помогает отбросить лишнее и наметить главные шаги для достижения желаемого.
Пример отсутствия принципа результата: «Напиши, что у нас по итогу месяца выходит»
Пример применения принципа результата: «Подготовь, пожалуйста, отчёт по итогам месяца в твоём отделе»
Принцип развития
В коммуникации с подчинёнными следует понимать, что ваши слова должны способствовать их развитию как сотрудников и профессионалов, а не наоборот. Поэтому рекомендуем добавлять в обратную связь предложения по тому, как действовать в дальнейшем, что учесть на будущее и т.д. Это способствует росту навыков сотрудников, что положительно сказывается на уровне их работы.
Пример отсутствия принципа развития: «Открой, пожалуйста, доступ к отчётам по ссылке»
Пример применения принципа развития: «Открой, пожалуйста, доступ к отчётам по ссылке. В следующий раз проверь перед отправкой, открыт ли доступ»
Заключение
Надеемся, изложенные выше принципы помогут вам улучшить коммуникацию с сотрудниками. Если вы уже соблюдаете эти принципы, отлично! Значит, общение с подчиненными налажено.