— Кажется, СМИ сейчас избалованы инфоповодами. Как вы выстраиваете отношения с журналистами, чтобы они брали ваши новости в публикацию?
Я считаю, лучший пиарщик — это бывший журналист. Я много лет проработала в сфере журналистики и поняла — с сотрудниками СМИ нужно говорить на одном языке. Самое важное для них — оперативность. Редакции не могут позволить себе ждать, пока мы целый день будем писать текст, а потом еще два согласовывать с руководством института. Журналистов это убивает! Поэтому мы, благодаря поддержке генерального директора Екатерины Алексеевой, выстроили систему: получаем запрос, обращаемся к нужным архитекторам, главным инженерам проектов и уже через час-полтора выдаем готовую информацию. И СМИ это ценят, нередко сами обращаются с запросами. Так что я работаю исключительно на некоммерческой основе и при этом обеспечиваю проектному институту порядка 400 публикаций в год. И чувствую себя на своем месте!
— Получается, главные правила — оперативность и минимальное количество согласований?
Конечно, какие-то сложные технические детали я предварительно согласовываю с заместителем директора по архитектуре или с главным инженером проекта — с ними я уже выстроила коммуникацию так, что они понимают: не с глупыми вопросами пристаю, а с важными для нашего продвижения. Хотя мне потребовалось время, чтобы заслужить доверие архитекторов. Они люди творческие, ранимые, очень трепетно относятся к своей работе — не терпят неточностей в описании проектов.
— А в чем вообще специфика взаимодействия с архитекторами и инженерами? Они открыты к вам, или наоборот, не любят, когда вмешиваются в их дела?
Для начала пришлось обосновывать важность моего присутствия на планерках. Каждый понедельник главные инженеры собираются на часовое обсуждение производственных вопросов. Это сверхзанятые, сверхквалифицированные люди с техническим образованием. Не могу сказать, что понимаю все, о чем они там говорят, хотя прошло уже четыре года! Но зато я в курсе, какие объекты в разработке. И эту мысль мне было важно до них донести: какие бы гениальные проекты ни создавали наши архитекторы, если я не напишу новость, а журналисты ее не опубликуют, то никто об этом не узнает.
И постепенно практически все поняли, что это необходимо. Когда мы получили диплом первого сезона «Громче!», генеральный директор собрала всех наших ведущих архитекторов и главных инженеров. Я перед ними выступала, рассказывала, что институт выиграл премию федерального уровня, где участвовали представители компаний из разных регионов. Что мы смогли заявить о себе громче!
— Поделитесь лайфхаками: как пиарить без бюджета?
Отчасти для этого приходится заниматься GR. У меня были достаточно сильные конкуренты в лице пресс-служб мэрии и правительства Воронежской области: они тоже пишут о наших проектах, но чаще всего не упоминают разработчиков. И СМИ, конечно, эти пресс-релизы подхватывают. Я поняла: бегать с ними наперегонки бессмысленно. Поэтому начала выстраивать дружеские взаимоотношения. Договорилась с пресс-секретарем городской администрации, чтобы меня включили в общую группу в мессенджере со всеми журналистами. Так мы получили прямой доступ к сообществу СМИ — а для медийщиков это тоже плюс, потому что мы готовы оперативно ответить на любой вопрос съемочной группы или пишущего журналиста.
— На ваш взгляд, где заканчивается функционал пиарщика?
Я думаю, пиарщик не должен ограничивать свою работу только пресс-релизами. Мой долг как пресс-секретаря — создавать позитивный имидж организации во всех сферах, и текстов здесь совершенно недостаточно. Например, когда я разрабатывала план мероприятий к 55-летнему юбилею проектного института, отталкивалась от того, что будет интересно журналистам. Праздничные банкеты — это, конечно, тоже очень важно. Но, если расставлять приоритеты, для меня любое событие должно иметь информационный выхлоп. Важно, чтобы об этом узнали люди. Вот так у нас в честь юбилея прошли гонки на Драконах — это был успех!
— На Драконах?!
Мы открыли новый объект, Центр гребли на байдарках и каноэ. Там должен был проводиться региональный чемпионат по гребле, и я познакомилась с главным тренером. Тогда в голову пришла идея — а почему бы нашу команду не подготовить к участию? Представьте: специалисты, спроектировавшие Центр, садятся в лодку «Дракон», гребут, а на корме сидит барабанщица и отбивает ритм. Все это очень эффектно — и журналисты о таком точно напишут.
Наша команда месяц тренировалась, вышла на старт наравне с профессиональными спортсменами — и, несмотря на отсутствие опыта, дошла до финиша. Эмоции были невероятные! А бонусом мы получили 23 PR-материала в СМИ на некоммерческой основе.
— Ваш институт базируется в Воронеже, но про вас знают в масштабах всей страны. Как этого добиться? И всем компаниям нужно расширяться за пределы своей области?
Для нас присутствие в других регионах очень важно: за свою историю «Гипрокоммундортранс» где только ни проектировал объекты — от Магадана до Кишинева, от Риги до Душанбе. Я думаю, для любого бренда важен выход на другие рынки. Если вариться в собственном соку, это автоматически урезает конкурентные возможности. Сколько можно спроектировать и построить объектов в одном регионе? То ли дело «широка страна моя родная». Поэтому мы стремимся заявить о себе, где только возможно. Наши специалисты, архитекторы принимают участие в профессиональных форумах. И с федеральными изданиями я стараюсь выстраивать отношения. Так что мы все время стремимся выйти за рамки Воронежского региона — область немаленькая, но нам здесь тесновато.
— И последний вопрос: какой совет вы бы дали участникам «Громче!»?
Наверное, прозвучит немного банально: нужно верить в себя. У некоторых участников из регионов возникает предубеждение — мол, мы из маленького городка подадим заявку, и это не пойдет ни в какое сравнение со столичными. Но я работала и в Москве, и в Самаре, и в Воронеже, и скажу так: неважно, где ты живешь, важно, что ты создаешь, на каком профессиональном уровне. Поэтому будьте уверены в том, что вы делаете свою работу классно!
А вообще я очень рада, что еще в 2021 нашла информацию о такой замечательной премии. Потому что весь год рутина, текучка, не отрываешься от компьютера. Но зато потом «свет в конце туннеля» — знаешь, что поедешь на церемонию награждения, выйдешь на сцену, заявишь о достижениях своей компании. И ради этого стоит работать.