Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
515 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

В рейтинг TopFranchise вошла 61 франшиза общественного питания

Эксперты оценили франчайзеров по уровню риска их бизнес-модели и соответствию обещаниям

В 2023 году открылось 4398 франчайзинговых точек общественного питания. Это значительно выше, чем показатель 2022 года, когда открыто было 2529 точек. Вместе с ростом количества открытий выросло и количество закрытий. В 2023 оно составило 309 точек против 134 в 2022. Средний прирост категории «Общественное питание» составил 22,24%, а категории «Кофейни» 12,95%. Эти сегменты считаются одними из наиболее популярных.

Наилучшие позиции в рейтинге показала франшиза «Чикен Хауз», которая заняла второе место в топ-3. В топ-10 вошли «Кофе смайл» и «Грильница».

Средний прирост сетей в 2023 году оказался ниже, чем в 2022 году. По данным участников, в 2023 году компании открывали 48,35 франшиз, тогда как в 2022 этот показатель составлял 53,7 франшиз на один бренд. Но и закрытия затормозились: 5,8 точек на франчайзинговую сеть в 2023 против 6,8 в 2022. Средний чистый прирост сетей (открытия минус закрытия) в 2022 было +41,75%. В 2023 показатель составил +30,5%. В рейтинге приняли участие 256 франчайзинговых сетей, из них 102 уже были представлены в прошлом году, а 154 предоставили данные впервые.

Сергей Гончаров, руководитель департамента франчайзинга «Крошка Картошка»:

"Как показывает анализ , 2023 год показал продемонстрировал рост интереса к франшизам. На мой взгляд, такое повышение спроса связано с тем, что в условиях нестабильной экономической ситуации предприниматели комфортнее себя чувствуют, покупая готовый, сформированный и проверенный франчайзинговый пакет. Неизвестность и неясные прогнозы смущают людей, но желание иметь собственный бизнес никуда не делось, поэтому предприниматели чаще стали делать выбор в пользу чего-то заведомо надежного и менее рискованного.

При выборе франшизы, с которой планируется связать дальнейшую работу, важно изучить информацию не только о самом продукте, но и о компании, которая его предлагает. Ключевые критерии — возраст франшизы, то есть сколько лет она уже представлена на рынке, наличие собственных точек, регистрация товарного знака. Не лишним будет посетить офис головной организации и убедиться, что он существует не только на бумаге, но и полноценно осуществляет операционную деятельность. Также значительный вес при выборе будут иметь настоящие отзывы от действующих франчайзи сети: добросовестный франчайзер сможет предоставить вам их контакты".

Методология рейтинга

Уникальная методология рейтинга создавалась рабочей группой, в которую вошли представители крупнейших франчайзеров России, экспертов и регуляторов рынка, в том числе Российской ассоциации франчайзинга. Для формирования итогов была разработана специальная аналитическая платформа, она позволила автоматизировать подсчет и анализ метрик и обеспечить безошибочное ранжирование участников согласно их показателям. Участие в рейтинге для всех компаний было бесплатным и добровольным.

Критерии оценки, на которые опирается методология, позволяют судить о качестве конкретной франчайзинговой модели. В нее входят: количество заключенных договоров за прошлый год, возраст бизнеса, количество точек у одного франчайзи, возраст работы компании по франшизе, регистрация торгового знака в Роспатенте, вид договора, по которому компания продает франшизу, наличие собственных точек, наличие собственных IT-систем автоматизации бизнеса, программ обучения, количество зарубежных точек и ряд других данных.

Одним из самых важных показателей стали мнения действующих франчайзи. Онлайн-опрос позволил оценить реальное положение дел предпринимателей, которые доверились крупным брендам и купили франшизу. Франчайзи самостоятельно произвели оценку по ряду параметров, в частности, по уровню оказываемой поддержки, а также окупаемости и прибыльности. Сбор данных, в отличие от прошлого года, проводился анонимно. Такой подход позволил получить честное мнение, релевантное действительному положению дел. Также партнеры без опасений смогли поделиться своими планами по открытиям и закрытиям, удовлетворенностью бизнес-моделью; и сообщить, расходятся ли ожидание при покупке франшизы и реальность, с которой они столкнулись при фактическом выходе на рынок.

«В этом году в рейтинге приняло на 120 франшиз больше чем в прошлом, — комментирует сооснователь и руководитель компании TopFranchise Виктор Большаков. — Участие в рейтинге у нас полностью добровольное и на бесплатной основе. В этом году франшизы сами рассылали приглашения своим франчайзи для участия в опросе. Это стало основным нововведением рейтинга 2024. Благодаря нему мы увеличили количество действующих франчайзи, оценивающих свои франшизы, более чем в четыре раза. Многие франшизы были удивлены результатами не в лучшую сторону, получив анонимную оценку от своих партнеров. Зато это позволило сделать выводы и наметить новые точки роста».

Ранжирование. Лиги А, B и С

Согласно методологии TopFranchise, участники рейтинга были разделены на три Лиги. Это обусловлено невозможностью объективно сравнить все франшизы российского рынка, не учитывая их индивидуальные характеристики. Поэтому рабочая экспертная группа приняла решение сформировать три категории франшиз по времени пребывания компании на рынке и другим условиям.

В Лигу А были включены проверенные временем франшизы, запустившие бизнес более 5 лет назад. Франшизы с уверенным развитием и возрастом от 2 до 4 лет, были помещены в Лигу B. А перспективные новички, которые работают более года и показывают хороший результат, вошли в Лигу С.

«Меня не смущают изменения в рейтинге, — говорит Виктор Большаков, сооснователь и руководитель компании TopFranchise. — Рынок франчайзинга, как и любой другой, это живой организм, который реагирует на огромное количество факторов. И даже если бы у нас полностью поменялись участники ТОП-10 рейтинга, я бы не удивился, просто сделал бы соответствующие выводы».

ПОБЕДИТЕЛИ ЛИГИ А

1ГЕМОТЕСТЛидер категории «Медицинские услуги». Франшиза совершила скачок с 16 на 1 место, получив максимальное количество баллов среди 250+ франшиз, была хорошо оценена франчайзи. ГЕМОТЕСТ открыл в 2023 году 39 точек и в данным момент общее количество составляет 720
2Чикен ХаузЛидер категории «Фаст-фуд», была высоко оценена франчайзи. Компания участвует в рейтинге впервые. Сеть насчитывает 22 точки, из которых 21 открыты по франшизе всего пятью партнерами — в среднем по 4 точки на 1 партнера, что является высоким показателем открываемости и доверия франчайзи
3INVITROINVITRO, занимавший в предыдущем году 1 место рейтинга, опустился на 3 строчку. Рост сети в этом году составил 8,35%, тогда как в прошлом году он составлял 22%
4IQ007Франшиза школы скорочтения. Поднялась с 5 места в прошлом году на 1 позицию в категории «Детское развитие и образование»
5ПолиглотикиФраншиза детского образовательного центра «Полиглотики» совершила большой прорыв, и с 41 места (в 2022 году) заняла 5 место в общем зачете и 2 место в категории «Детское развитие и образование»
6Кофе СмайлНовый участник рейтинга. Франшиза стала лучшей в категории «Кофе с собой», во многом благодаря отличным оценкам от действующих франчайзи, в том числе, за самую качественную поддержку. Входит в ТОП-3 франшиз с лучшими оценками партнеров с результатом 391 из 440 возможных
7МастерфайбрФраншиза по производству и продаже резиновых покрытий для детских и спортивных площадок. Впервые в списке участников. Стал лидером в категории «Производство». Чистый прирост сети в 2023 году составил 18%. Франшиза получила очень высокую оценку действующих франчайзи сети — 376 баллов из 440 возможных
8ГрильницаСеть ресторанов быстрого питания. Также не принимала участие в рейтинге прошлого года, но в этом году заняла 2 место в категории «Фастфуд». Чистый прирост сети составил более 22%
9FIT SERVICEФраншиза автосервисов поднялась на 27 позиций: с 36 места в прошлом году на 9 место в этом. Заняла 1 место в категории «Автобизнес» (третье — в прошлом году). У компании на конец 2023 года насчитывалось более 300 точек на 217 франчайзи, это очень хороший показатель открываемости и доверия к компании — у многих франчайзи по две и более открытых точки
10Стоп КредитСписание долгов с физлиц. Франшиза поднялась с 48 места на 10. Как и в прошлом году, она продолжает уверенно возглавлять категорию «Юридические услуги населению». Показала огромный чистый прирост сети — 64% — и получила отличные оценки от своих франчайзи, 380 баллов из 440 возможных

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.