Главное Авторские колонки Вакансии Образование
140 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Прирост средств россиян в банках Ozon и «Яндекса» стал опережать классические

Эксперты считают, что причина тому — высокие ставки по вкладам и возможность рекламировать свои финансовые продукты на маркетплейсах

Банки, запущенные крупными маркетплейсами, стали существенно опережать классические кредитные организации по темпам прироста вкладов. Об этом пишет РБК.

На депозитах Яндекс Банка объём увеличился с начала 2024 года в 2,5 раза — с 15,5 млрд до 38,2 млрд руб. В банке Ozon — до 10,4 млрд руб. Как уточняет издание, при этом ещё в мае 2023 года в банке «Яндекса» на счетах у россиян лежали только 0,8 млрд руб., а в Ozon — 0,4 млрд рублей.

«Наш бизнес активно развивается как с точки зрения продуктовой линейки, так и базы клиентов. В прошлом году мы запустили накопительные счета и вклады и предложили клиентам конкурентные условия», — прокомментировал представитель Ozon.

Весной 2021 года онлайн-ретейлер купил у Совкомбанка небольшой Оней-банк и переименовал организацию в Озон Банк, но в феврале 2022-го по ошибке попал под блокирующие санкции США за связь с Совкомбанком. Ограничения всё же были сняты, но Ozon успел зарегистрировать новый банк (Еком Банк) и впоследствии просто объединил обе кредитные организации в одну.

«Яндекс» приобрёл банк «Акрополь» летом 2021 года и вскоре переименовал его в Яндекс Банк. В сентябре 2022-го в линейке кредитной организации появились дебетовые карты, ещё где-то через год — вклады.

Глава онлайн-ретейлера Wildberries Татьяна Бакальчук приобрела 100% акций банка «Стандарт-Кредит». Через несколько месяцев его переименовали в Вайлдберриз Банк. Организация занимает 163-е место по активам в России.

По словам управляющего директора рейтингового агентства НКР Михаила Доронка, увеличение размера депозитной базы банков «Яндекса» и Ozon обусловлено высокими ставками по вкладам и возможностями этих игроков рекламировать свои финансовые продукты на маркетплейсах.

«К тому же при оплате услуг картами этих банков в рамках экосистем и маркетплейсов предлагаются заметные скидки либо кэшбэк, что стимулирует активных пользователей пополнять карты, чтобы в последующем ими расплачиваться за товары, такси, доставку продуктов и прочее», — добавил он.

Управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов считает, что это внушительный, но временный рост, который обусловлен низкой базой: «Привлечение новых клиентов из числа активных пользователей маркетплейсов, вероятно, имеет свои пределы и не может долго сохраняться на устойчиво высоком уровне».

Банки маркетплейсов также существенно наращивают другие статьи баланса — активы и капитал. С начала года совокупные активы Яндекс Банка увеличились на 90,2%, до 77,9 млрд руб. на 1 июня, а объём собственных средств — на 15,6%, до 7,1 млрд руб. Аналогичные показатели Озон Банка за тот же период прибавили 25,3% (активы составили 123,3 млрд руб.) и 35,2% (13,2 млрд руб.). Вайлдберриз Банк выделился приростом активов и собственных средств — с начала года эти показатели у него выросли в 3,4 и 7,1 раза, до 16,7 млрд и 3,9 млрд руб.

«Рост активов обусловлен диверсификацией инструментов управления ликвидностью, в основном за счёт размещения на аукционах и овернайтах ЦБ, а также в кредитных организациях из топ-50, что не может являться фактором риска. Что касается нормативов Н2, Н3 и Н4, а не только краткосрочной ликвидности, мы соблюдаем их с большим запасом», — подчеркнул представитель Ozon.

Успехи маркетплейсов на финансовом рынке вызвали недовольство классических банков. Представители обычных финорганизаций отмечают, что банки, принадлежащие онлайн-ретейлерам, имеют большой объём пополнения карт через бесплатные переводы по СБП и позволяют клиентам оплачивать товары по таким картам со скидкой. Таким образом, они забирают часть комиссионного дохода за карточные транзакции у других банков.

«83% клиентов хотят идти в Озон Банк потому, что там есть скидка, — чистой воды ценовая дискриминация. <...> Справедливо это или нет, сложно сказать, мне кажется, если не букве, то духу закона это противоречит, ещё противоречит правилам платёжных систем», — заявлял на ПМЭФ глава Альфа-банка Владимир Верхошинский.

Представитель Wildberries подчеркнул, что компания использует рыночные инструменты конкуренции. «Во-первых, все наши финансовые сервисы предоставляются на базе финансовых организаций (банк и МФО), и здесь нет правовой лакуны. Во-вторых, скидки и кэшбэки есть не только при оплате на маркетплейсах, банки в свою очередь активно представляют свои программы лояльности», — указал он.


0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
Spark_news
Новости от Спарка
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.