Издательская группа Эксмо-АСТ объявила о планах инвестирования свыше 100 млн рублей до 2025 года
В частности, в 2025 году департамент Планета детства издательства АСТ (часть Эксмо-АСТ) собирается выпустить книгу Волшебник Изумрудного города с кинообложкой, приуроченной к выходу одноименного фильма режиссёра Игоря Волошина, который появится в прокате 1 января 2025 года. С
реди других значимых проектов АСТ — книги таких авторов, как Владимир Сутеев, Юрий Энтин, Андрей Усачёв и художник Владимир Конашевич, а также серия произведений Лазаря Лагина, включая повесть Старик Хоттабыч. Кроме того, департамент готовит серию книг с популярным детским блогером Миланой Хаметовой, книги с объёмными иллюстрациями для малышей и другие новинки.
В Эксмодетство (в составе Эксмо) в 2025 году планируют выпуск множества книг для детей до трёх лет, в том числе книг-игрушек, и продолжение патриотической серии Великие люди великой страны о значимых деятелях российской истории.
Решение направить инвестиции в российские детские серий объясняется резким ростом спроса на детскую литературу, однако её ассортимент уменьшился из-за прекращения выпуска книг по популярным западным лицензиям.
Disney, например, перестал распространять свои новые релизы в России, а сроки ранее приобретенных прав на издание книг с их анимационными персонажами подошли к концу
Продажи детских книг в бумажном формате в 2023 году увеличились на 16% по сравнению с 2022 годом, достигнув 26,5 млрд рублей, а весь рынок бумажных книг за этот же период вырос на 11% до 92 млрд рублей, согласно уточнённой оценке Эксмо-АСТ.
Однако прогноз на 2024 год, составленный на основе текущих продаж, показывает ожидаемое падение сегмента детской литературы на 3% до 25,6 млрд рублей, тогда как общий рынок бумажных книг может увеличиться на 7% до 98 млрд рублей.
В издательствах, занимающихся детской литературой, подтвердили тенденцию к сокращению продаж.
По словам главного редактора Абрикобукс Людмилы Никитиной, за период с января по июнь 2024 года количество проданных экземпляров уменьшилось на 1,3% по сравнению с тем же периодом 2023 года, хотя в денежном выражении наблюдается небольшой рост на 1,6%.
Генеральный директор VoiceBook Евгения Ханоянц также отметила снижение продаж, но данные не раскрыла. В «Росмэне» общие продажи в денежном выражении выросли на 8–12% по сравнению с 2023 годом, несмотря на общий спад рынка, сообщил директор Борис Кузнецов.
Среди причин спада продаж детской литературы, по мнению представителей Эксмо-АСТ, не только уход популярных франшиз, но и низкий уровень читательской культуры и недостаточное осознание родителями важности чтения. Также на тренды влияет демографическая ситуация — количество рожденных в России в 2023 году (1,264 млн детей) стало минимальным с 1999 года, по данным Росстата.
Для продвижения детского чтения, по мнению Эксмо-АСТ, требуется запуск социальных рекламных кампаний при поддержке Минцифры, региональных правительств, маркетплейсов и цифровых сервисов. Среди инициатив издательской группы — реализация совместных проектов с Минцифры, Российским книжным союзом (РКС),
Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) и Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА), таких как Читающая мама и Читаем всей семьёй Кроме того, частичное субсидирование кредитных ставок для книжных издательств могло бы способствовать развитию рынка, отметила Ханоянц из VoiceBook.