Российские сетевые ретейлеры сократили темп прироста торговых площадей на 12%
Прирост торговых площадей у топ-200 крупнейших российских FMCG-сетей в первом полугодии 2024 года сократился до 850, 9 тыс. «квадратов», что на 11,8% меньше, чем в прошлом году. Об этом пишет Forbes со ссылкой на данные INFOLine.
«Основными причинами снижения инвестиционной активности, является, во-первых, рост стоимости заёмных средств из-за повышения ключевой ставки, во-вторых, усиление конкуренции игроков за локации и персонал и еще сложности у сетей жестких дискаунтеров, работающих в крупных форматах, которые ориентированы на ежемесячные покупки впрок», — прокомментировал генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
По словам эксперта, крупнейшие розничные компании усиливают своё влияние на рынке: год назад доля топ-10 сетей в общей прибавке метража торговых площадей составляла 65,2%, то в первом полугодии 2024 года этот показатель увеличился на 11,9 п.п. до 77,1%.
Аналитики отмечают, что лидер рынка X5 Group снизил темпы по физическому расширению своих сетей: прирост площадей в первом полугодии сократился на 23,2% до 332 8000 кв. м. За год сеть Х5 Group стала больше на 994 магазина, но это на 26,9% уступает показателю в первом полугодии 2023-го.
«Магнит» увеличил количество точек с учётом «Магнит Косметик» на 944 до 30 109. Торговая площадь увеличилась на 323 000 кв. м (6,4%) до 10,376 млн кв. м.
Торговые площади ГК «Лента» за январь-июнь увеличились на 33,3% до 2,35 млн кв. м. «ВкусВилл» за полугодие увеличил прирост торговой площади на 56,4% до 38 000 кв. м. Количество торговых объектов за этот период выросло на 253 до 2055 точек, в том числе количество торговых объектов «ВкусВилл Мини» выросло до 425.
У «Бристоля» прирост сократился на 3,5% до 31 200 кв. м, а «Красного&Белого» увеличился на 10% до 135 100 кв. м. Количество объектов «Бристоля» выросло на 350, «Красного&Белого» — на 1919 точек.
«Мы наблюдаем процесс, когда крупноформатные жёсткие дискаунтеры перестают быть актуальными, закрываются или пересматривают инвестиционные программы. Россияне, по мере роста доходов, переключаются с форматов жёстких дискаунтеров на магазины более высокого уровня сервиса, такие как „Пятёрочка“ и „Магнит“. К тому же активно развиваются малые форматы „у дома“, например, проекты „ВкусВилл“ и „Красного&Белого“. Всё это ответ на сегодняшний запрос потребителей — комфортная покупка, близко к дому и по хорошим ценам», — заключил Бурмистров.