Каждая третья работающая россиянка ощущает на себе влияние гендерных стереотипов
Любопытно, что владелицы компаний сталкиваются с подобными предубеждениями несколько реже: лишь 24% опрошенных указали на наличие подобного опыта.
Эти данные были получены в результате опроса 1217 женщин, организованного маркетплейсом цветов и подарков Flowwow совместно с сетью взаимопомощи «ТыНеОдна». Данное исследование является частью специального проекта «Её дело», направленного на поддержку женщин-предпринимателей.
Наиболее распространенный стереотип, с которым сталкиваются наемные работницы, связан с представлением о том, что они заняты «неженским» делом. Этот стереотип отметили 46% женщин, когда-либо сталкивавшихся с гендерными предрассудками. В свою очередь, предпринимательницам чаще всего намекают на их якобы неспособность вести переговоры (41%). Также участницы опроса часто слышали мнения о том, что они плохо управляют финансами и проявляют излишнюю эмоциональность. О том, что они либо слишком красивы, либо недостаточно привлекательны для занимаемой должности, сообщили 29% сотрудниц и 21% владелиц бизнеса.
По мнению Полины Ворониной, директора по B2B-маркетингу Flowwow, стереотипы оказывают наиболее негативное влияние не на тех, кто уже достиг высоких позиций или управляет собственным бизнесом, а на тех, кто только начинает свой карьерный путь и планирует профессиональный рост или запуск своего дела. Из-за этих предрассудков талантливые специалистки начинают недооценивать свои достижения, что приводит к неуверенности в себе. Она подчеркнула, что 20-30% сталкивающихся со стереотипами — это значительная цифра в масштабах страны.
При этом доля россиянок, считающих, что им сложнее продвигаться по карьерной лестнице, чем мужчинам, относительно невелика и составляет около 15%.
Наиболее часто предвзятое отношение по гендерному признаку отмечалось среди сотрудниц в возрасте от 26 до 35 лет (44% тех, кто сталкивался со стереотипами). Среди владелиц бизнеса о стереотипном отношении чаще говорили предпринимательницы в возрасте от 36 до 45 лет — таких оказалось 53%. В целом женщины в возрасте от 46 до 55 лет реже всего сталкивались с подобными суждениями.
О стереотипах чаще всего сообщали сотрудницы, работающие в сферах финансов, производства и торговли. Среди предпринимательниц предвзятое отношение чаще всего отмечали те, кто ведет бизнес в сфере услуг, занимается торговлей или консалтингом.