ВТБ представил поколенческий портрет самозанятых
Миллениалы (поколение Y, родившиеся в 1981–1996 годах) составляют крупнейшую долю среди самозанятых россиян — 48%. Такие данные приводит ВТБ на основе анализа клиентской базы, проведённого в преддверии ПМЭФ—2025.
На втором месте — представители поколения X (1965–1980), их доля среди самозанятых составляет 29%. Молодёжь поколения Z (1997–2010) заняла третье место, а на долю бэби-бумеров (1946–1964) приходится 5%. Среди зарегистрированных самозанятых встречаются также представители так называемого «молчаливого поколения» (родившиеся до 1945 года). Кроме того, в 2025 году ВТБ впервые зафиксировал регистрацию самозанятости среди поколения Alpha (2011–2024), что стало возможным благодаря возможности оформления статуса с 14 лет.
По данным банка, мужчины чаще выбирают самозанятость — их доля составляет 60% в разных возрастных группах. В целом самозанятые — это одна из самых быстрорастущих категорий в экономике.
«По нашим оценкам, их число в 2026 году достигнет 20 млн человек. Мы видим, какой огромный вклад самозанятые вносят в развитие предпринимательства и считаем своей ключевой задачей создание комплексной системы поддержки, способствующей их росту и развитию», — прокомментировал зампред правления ВТБ Денис Бортников.
Спрос на услуги самозанятых продолжает расти. За первый квартал 2025 года клиенты малого и среднего бизнеса ВТБ перевели через платформу «Расчёты с самозанятыми» 2,3 млрд рублей — в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
