Аналитики сомневаются в реализации прогноза увеличения ВВП 2025 года на 1%
Оценка экономического положения России демонстрирует завершение этапа его контролируемого замедления: формальный рост еще сохраняется, но драйверы его развития сокращаются, а динамика большинства стратегических отраслей ухудшается, пишет «Коммерсантъ».
Так, в обновленном макроэкономическом прогнозе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН констатируется, что рост российской экономики практически прекратился. Это подтверждается и данными Федеральной службы государственной статистики: с учетом сезонных колебаний динамика ВВП поквартально выглядит следующим образом: падение на 0,7% в первом квартале текущего года, прирост на 0,3% — во втором и всего 0,1% — в третьем.
В годовом исчислении, согласно данным Росстата, рост в третьем квартале замедлился до 0,6%. Аналитики Райффайзенбанка отмечают, что большая часть отраслей оказывает незначительное влияние на экономическую динамику. Вклад промышленности сократился до 0,2 процентного пункта. Финансовый сектор, обеспечивавший в первом полугодии до 0,6 п.п. роста, в третьем квартале принес только 0,2 п.п.
Единственным стабильным источником поддержки роста остаются государственное управление и финансирование военной сферы с вкладом около 0,4 п.п., что является отражением масштаба бюджетного импульса. Одновременно нарастает негативное влияние чистых налогов на производство и импорт, из-за чего динамика ВВП оказывается слабее, чем прирост валовой добавленной стоимости.
Со стороны спроса ситуация аналогична. По данным «СберИндекса», динамика потребительских расходов в декабре ухудшается после всплеска в ноябре. Во вторую неделю декабря рост номинальных расходов в годовом выражении снизился до 5,4%, что на 1,5 п.п. ниже предыдущей недели и более чем на 6 п.п. ниже ноябрьских показателей. В реальном выражении потребительские расходы во вторую неделю декабря оказались на 0,9% ниже уровня прошлого года, после роста на 4,3% в ноябре.
Спад коснулся всех ключевых категорий: траты на продукты питания растут минимальными темпами за год, на непродовольственные товары — ниже уровней октября-ноября, динамика в сфере услуг ослабевает. Сезонный рост в отдельных сегментах, включая онлайн-платформы и подарочные категории товаров, носит ограниченный характер и не меняет общей тенденции.
Инвестиционная активность, по мнению экспертов ИНП РАН, остается одним из главных слабых мест.
Во втором и третьем кварталах инвестиции в основной капитал сокращались в поквартальном выражении, снижается прибыль компаний, ухудшаются условия кредитования. На этом фоне сокращается производство инвестиционных товаров, замедляется строительная отрасль и производство конструкционных материалов. Бюджетные инвестиции в реальном выражении также сокращаются, несмотря на значительный объем совокупных расходов.
Аналитики продолжают дискутировать о состоянии российской экономики.
Финансовая и бюджетная политика усиливают инерционность происходящих процессов, полагают в ИНП РАН. Комбинация жесткой денежно-кредитной политики и перехода к более умеренной бюджетной политике приводит к ослаблению внутренних источников роста, констатируют эксперты. Сокращение доходов от нефтегазового сектора, укрепление курса рубля и замедление импорта негативно влияют на динамику бюджетных поступлений, что ограничивает возможности дальнейшего фискального стимулирования без увеличения дефицита бюджета.
Реклама — продолжение ниже
В связи с вышеизложенным, аналитики пересмотрели прогнозы роста ВВП на 2025 год в сторону уменьшения. В ИНП РАН ожидают рост экономики на уровне 0,7% при официально прогнозируемом 1%, объясняя пересмотр стагнацией производства в январе-сентябре и ослаблением практически всех компонентов внутреннего спроса. Аналитики Райффайзенбанка, в свою очередь, основываясь на сценарии «мягкой посадки» экономики, оценивают рост ВВП по итогам года в 0,9%.