Малый бизнес хочет тоже влиять на законопроекты относительно персональных данных
«Ъ» ознакомился с письмом АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» (ИРПЭ) в Минцифры от 8 августа и сообщает, что инициатива Минцифры налагать на компании оборотные штрафы за утечку данных обойдется малому и среднему бизнесу в 400 млрд руб. ежегодно, подсчитали в Институте развития предпринимательства и экономики. Организация просит министерство подключить к обсуждению законопроекта не только крупнейшие IT-компании, но и профильные ассоциации.
Вступление законопроекта в силу может также создать риски корпоративного шантажа, допускают эксперты: конкуренты будут угрожать компаниям опубликовать данные об их утечках, чтобы привлечь внимание регулятора.
Минцифры приступило к обсуждению законопроекта о введении оборотных штрафов для компаний, допустивших утечку данных, в конце мая. Новеллой предполагается ввести в КоАП поправки, согласно которым компания, допустившая утечку данных, может быть оштрафована на 1% от годового оборота. Размер штрафа вырастет до 3%, если компания попыталась скрыть от регулятора факт утечки (см. «Ъ» от 30 мая).
Мы опасаемся, что после такого кулуарного обсуждения инициативы субъекты МСП окажутся перед лицом законопроекта, к которому не успеют направить отзывы,
По ее словам, организация в первую очередь настаивает, чтобы в обсуждении инициативы участвовал не только узкий круг представителей крупнейших IT-компаний, но также бизнес-омбудсмены, эксперты комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству и профильные бизнес-объединения. В Минцифры «Ъ» подтвердили получение письма, отметив, что инициатива «находится в проработке, в том числе с представителями бизнес-сообщества».
Законопроект вызывает опасения у представителей индустрии красоты, а также ресторанного рынка. Омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова говорит, что с представителями рынка новелла не обсуждалась, а у предприятий сегмента на развитие систем безопасности «однозначно не хватит ни сил, ни ресурсов». Омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов добавляет, что малым предприятиям будет сложно закупать и обслуживать дорогостоящие системы хранения данных: «Кроме того, в ресторанном бизнесе высокая текучка персонала, и увольняющиеся сотрудники могут продавать базы данных, наказать их за это практически невозможно».