Искусственный интеллект на месте аналитиков и стратегов: успешный спин-офф Ростелекома
Команда российского стартапа Teqviser, выросшего из Ростелекома, разработала аналитическую платформу для выявления новых рынков, перспективных технологий и методов их использования на основе искусственного интеллекта. Платформу уже используют в инновационном развитии и стратегическом планировании компании из телекома, нефтегазового и банковского сектора, металлургии, ритейла и пр. Павел Красовский, заместитель директора Центра стратегических инноваций Ростелекома и руководитель Teqviser, рассказал, как создавал и выводил на рынок сложный продукт, зачем пошел в новый акселератор Спринт и что получил на выходе.
С чего начался Teqviser
Teqviser зародился на базе Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» в 2016 году. Мне всегда хотелось автоматизировать работу аналитиков, чтобы стратегические решения выдавала система на базе объективных данных, а не люди на основе субъективных домыслов. Например, ошибки с инвестированием не в те проекты могут исчисляться миллиардами рублей или долларов — чем больше в этом процессе будет объективных фактов, тем ниже риск неудачного вложения.
Почему у аналитиков возникают такие ошибки? Потому что, с одной стороны, нет объективных количественных данных для принятия стратегических решений, с другой — мешает информационный шум. Уже произошел разрыв между количеством ежедневно публикуемых материалов по развитию технологий и количеством данных, которые физически может обработать аналитик. Дальше он будет только расти. Поэтому мы создали платформу, которая с помощью Big Data, NLP, когнитивного поиска и искусственного интеллекта проводит такой анализ самостоятельно и помогает принять объективное решение.
Когда мы начинали, на рынке не было решения, которое бы позволяло быстро и, самое главное, объективно проводить анализ данных для бизнеса. Сейчас в этом направлении работают 3-4 компании по всему миру, но в России мы единственные. Сначала сервис был создан для Ростелекома. Мы протестировали его внутри компании и получили хороший фидбэк, после логично возник вопрос его коммерческого использования за пределами одной компании. Teqviser получился универсальным — его можно было настраивать под любую отрасль, поэтому внутри Ростелекома стало тесно, хотелось дальше развиваться и расширяться. Первый коммерческий проект был сделан для нефтяной компании, потом для одного крупного банка и ритейлера. Началось постепенное расширение, появились партнёры, которые тоже стали продавать продукт. При этом консалтинг на основе решения продавался хорошо, а вот продажи лицензий на платформу сильно отставали. Мы видели, что рынок ещё не готов к такому продукту — он казался слишком сложным. Поэтому мы обратились за экспертизой в акселератор Спринт. Нужно было решить две проблемы: Акселератор позволяет, с одной стороны, систематизировать те знания, которые у команды уже есть, с другой — увидеть новые возможности и точки роста. В Спринте мы смогли подобрать и протестировать инструменты для активной продажи платформы, а еще поняли, как важно доступно объяснить людям, что за продукт мы продаем и как он работает, чтобы они не боялись его покупать. В частности, сейчас мы тестируем сложные воронки продаж через вебинары. Очень полезными оказались курсы по CustDev: они помогли разработать новые ценностные предложения, которые мы внедряем уже сейчас: На одной из лекций в акселераторе я услышал: «Стоимость решения должна быть 30% от тех издержек, которые несёт заказчик». Такие простые и одновременно магические формулы, которых не найти в книгах, часто переворачивают сознание. За подобными идеями, возникающими на базе инсайтов, и стоит приходить в акселератор. Особенно, если у вас совсем мало опыта — под присмотром экспертов можно обойти на старте те ошибки, на которых себе набивали шишки другие компании. Продажи лицензий сдвинулись с мёртвой точки, и даже больше: план по продажам за 2021 год уже перевыполнен. Не буду говорить, что это полностью заслуга акселератора — платформа Teqviser постоянно совершенствуется, но прогрессу точно помогли знания и полученные в Спринте инсайты. Сейчас мы уверены, что наш внутренний стартап создал уникальный продукт, который нужен рынку. И мы активно идем к тому, чтобы стать самостоятельной компанией. Это очень большой и сложный процесс, но мы настроены решительно. Создавая стартап, важно понимать, что готовых инструкций нет. Ваш продукт — уникальный, и вам придется пройти этот путь самостоятельно. Но любопытство, открытость к новому, умение слушать и обращаться за помощью к профессионалам несомненно помогут вам достичь тех результатов, которых вы хотите. Не бойтесь ошибаться, главное — не останавливайтесь.

От внутреннего продукта к масштабированию
Продуктивная гонка
Чего мы добились
Теперь только вперёд!