Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
5 649 31 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Раскройте карты — напишите бриф на разработку приложения

Материал для тех, кто уже выбирает исполнителя на разработку мобильного приложения. Вы узнаете, для чего вам нужен бриф и как его правильно составить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы ответим на следующие вопросы:

  • Что такое бриф?
  • Почему прежде чем передать проект исполнителю, нужно составить бриф?
  • Как составить бриф?
История фатальной ошибки Павла

Представим себе Павла, он занимается бизнесом по доставке чистой питьевой воды с озера Байкал. Компания довольно известная в городе N, но клиентов у байкальской воды еще не много, поэтому нужно как-то расширять клиентскую базу.

Павел нанимает компанию, которая занимается разработкой мобильных приложений и поручает им создать классное приложение по заказу воды.

Команда дизайнеров и разработчиков берется за дело. Времени на проработку концепции уходит больше чем ожидал Павел. Далее следует этап разработки. И вот, приложение готово: лежит в магазинах itunes, google play, а Павел недоумевает — приложение не вызвало интереса клиентов.

b_56d5b0ad436f4.jpg

  1. Это приложение работает? Да.
  2. Это приложение достигает целей Павла и решает какую-либо значимую проблему клиентов? Нет и еще раз нет.
Что Павел сделал не так?

Команда не поняла целей и ожиданий Павла. У неё отсутствовало понимание бизнес-задач и проблем, которые следует решить, создавая приложение. Павел думал, что им достаточно того, что приложение должно быть сделано и должно быть «Вау!». Делегирование задач сотруднику не возможно без объяснения причин и следствий, так почему многие считают, что передача и создание ответственного и, порой дорогого проекта, возможна практически без объяснения причин?Запорожцы пишут бриф…

Не важно, что вы планируете провернуть: создать мобильное приложение, сделать сайт адаптивным доя мобильных телефонов, провести маркетинговую компанию или заказать простую рекламную листовку — предварительно составить бриф будет Вашей самой разумной идеей.

Бриф — это простой документ, который передает ваше виденье, выступает картой и путеводителем для команды разработчиков или агентства. Он показывает направление работ и ставит перед исполнителем реальные цели, которых вы хотите достичь совместными усилиями.

Бриф — это не не многостраничный папка с документами, а короткая выжимка.

Вам придется немного потрудиться, чтобы составить его. Начните с определения проблемы, которую вы хотите решить и соберите немного информации о ней, чтобы она предстала перед вами в виде конкретных фактов. Как только вы это сделаете, самое время составить бриф!

b_56d5b0de2a609.jpg

Бриф должен содержать в себе: проблему, цель(и), целевую аудиторию и действия, которые от неё нужно добиться, возможно креативную концепцию и ожидаемое время запуска проекта. Не нужно разжевывать каждую мелочь. Бриф - это простой документ о том, что вы хотите достичь и что у вас для этого есть.Давайте посмотрим на пример готового брифа от Павла и разберем его

b_56d5b157c3857.jpg

Опишите то, зачем вам нужен этот проект, чем он будет полезен. Текст не более 60 слов или меньше.

b_56d5b16ecbf7f.jpg

Опишите вашу позицию на рынке и какая существует проблема, задача. 60 и менее слов.

b_56d93fe5c8139.jpg

Опишите ваших клиентов в 40 и менее слов: демографические данные (где, кто, возраст и прочее), интересы, атрибуты, как они относятся к вашему бренду?

b_56d93ffc79e9e.jpg

Что вы хотите донести до клиентов? Опишите желанную цель из-за которой вы решились на создание мобильного продукта. Как вы хотите преподнести это клиентам. Не более 40 слов.

b_56d94035e66ee.jpg

Поставьте цели, конкретные и достижимые. 40 и менее слов.

b_56d940433e973.jpg

Сообщите, если точно уверены, что именно вы хотите заказать?

b_56d94059d223c.jpg

Обычно, бюджет не раскрывают в брифе, но если у вас был опыт с аналогичными проектами, то определенные ожидания по бюджету можно прикинуть. При желании, вы можете озвучить его.

b_56d94066511b6.jpg

Если у вас есть какие-либо правила того, что можно и нельзя использовать, напишите об этом в брифе. Сообщите про фирменный стиль, пожелания, корпоративные ограничения и т.п. Либо оставьте это на откуп Исполнителю, который задаст вам правильные наводящие вопросы.

b_56de603866d96.jpg

Если у вас есть дедлайн, напишите об этом.

Представим, что вы написали бриф на создание мобильного приложения. При этом, у вас осталось еще много информации которую вы жаждете передать исполнителю. Как бы заманчиво это не было, не поддавайтесь соблазну. С помощью брифа вы подбираете нужного исполнителя-разработчика, поэтому он должен оставаться коротким и простым. Для всего остального подготовьте отдельный документ (возможно «Брендбук») и передайте его тому исполнителю, которому доверите создание проекта.Подведем итоги

  • Бриф увеличит вероятность создания мобильного приложения, которое будет соответствовать вашим ожиданиям и потребностям клиента;
  • Брифы полезно писать на любой заказной проект (листовка, баннер, видеоролик, сайт, мобильное приложение и т.п.);
  • Бриф писать просто, если знаешь основные компоненты из которых состоит;
  • У каждого из вас уже имеется большая часть информации для брифа, осталось только ее собрать в одни небольшой документ.
TO-DO

Пройдите по списку, определив что у вас уже готово и что нужно добавить в бриф.

Какой информацией вы владеете на данный момент?

  1. Я понимаю проблему, которую требуется разрешить;
  2. Моя проблема представлена в конкретных фактах и цифрах;
  3. Представляю способ решения проблемы (маркетинговое решение);
  4. Знаю тип продукта, который мне нужен;
  5. Знаю своих клиентов, целевую аудиторию;
  6. Мои маркетинговые цели и задачи мне ясны;
  7. Знаю ключевое преимущество перед конкурентами;
  8. Могу прикинуть бюджет проекта;
  9. Есть реальный срок запуска и дедлайн проекта;
  10. У меня есть руководство или фирм.стиль для начала работ.

Отметили большинство пунктов? Отлично, значит половина работы уже сделана. Соберите недостающую информацию и напишите свой первый бриф на создание мобильного приложения или любого другого продукта.

Если у вас только-только появилась идея о своем приложении, возможно, вам будет полезна статья — «Не ставьте всё на зеро - тестируйте рынок и продукт».

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
а чего такого даст Павлу мобильное приложение, чего не сможет дать сайт?
Ответить
Показать предыдущие комментарии
Автоматизация бизнеса.
Разработка ПО на платформе 1С:Предприятие
Нагибович Константин
Технология не должна быть самоцелью. На первом месте - решение проблем клиента. Если для этого будет эффективно использование мобильного приложения - его надо сделать, а если будет достаточно звонка или смс, то не фиг даже браться за него.
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Так никто этого не отрицает. Но, как показывает практика, даже в банковской сфере, наряду со звонками и смс начинают использовать мессенджеры, а в "Пиццах/Сушах" мобильное приложение у каждого второго заведения. Хотя % их использования еще низок в России. Но низок не из-за того, что проблема клиента хорошо решается звонками и смс.

Про технологии, кстати, хорошо сказано в книге «От хорошего к великому» (Джим Коллинз). Многие компании в США загнулись имея классные технологии)
Ответить
Автоматизация бизнеса.
Разработка ПО на платформе 1С:Предприятие
Нагибович Константин
Приятно, что мы друг-друга понимаем. Вы интересный собеседник.
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Взаимно, я только рад вопросам и замечаниям.
Ответить
Иван Петрович
Да-да, я бы первым делом толсто намекал клиенту, что мобилка ему не нужна, разницу в деньгах можно пустить в рекламу. Но естественно, я бы спросил почему именно мобилка, если бы не услышал вразумительных ответов (а такое в моем опыте часто, им просто кто-то сказал что мобилка это круто, а то что она работать не будет-люди не подумали), то убедил бы клиента делать сайт. Просто надо не только деньги зарабатывать, но и стоять за интересы клиента. P.s.: отдел мобильников у нас есть, т.е. у меня нет цели просто отказаться от мобилки.
Ответить
Сергей Конарев
ну и ерунда же... а Павел просто пришел и дал вам денег? чем бы вам помогла бумажка с 5 абзацами при разработке? он что менеджеру ничего не рассказал? вы сами не в состоянии провести анализ или задать пару лишних вопросов, просто берете деньги и делаете как вам вздумается?
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Опять же из нашей практики. То что у заказчика в голове и то, что из него можно было вытянуть "на бумаге" — порой, это разные проекты с разной судьбой. Людям свойственно недоговаривать, считая что-то само собой разумеющимся.
Ответить
Сергей Конарев
Бриф помогает оценить сложность и масштаб проекта и обозначить примерную вилку цен и сроков. Если вы сошлись на этом этапе, то дальше уже куча вопросов, детальное ТЗ и т.д.
В вашем примере клиент пришел, что-то там сказал, вы сделали, а в конце выяснили, что не поняли друг друга. Вроде как прототипы, дизайн и вообще вся разработка обошла его стороной и вы не вели полноценный диалог на протяжении всего времени.
В общем - личном меня вы не убедили, бриф абсолютно не нужная бумажка, тем более в том виде, в котором предлагаете его вы "сильно не заморачивайтесь, просто опишите все в двух словах, не разжевывая". Все это должно быть разжевано в ТЗ, а ваш ПМ должен жить и дышать этим проектом не меньше заказчика и понимать его именно таким, каким заказчик его видит, иначе зачем вообще нужен ПМ.
В вашем примере у вас в компании 3 человека - разработчик, дизайнер и директор. Директор радостно взял деньги и донес до разработчиков абы-как, а те сослались в итоге на то, что нет брифа "и вообще ваше ТЗ гавно, надо было нормально писать".
Ответить
Алексей Новиков
Бриф?
А ТЗ не обязательно составить для проекта на 300 тыс.?
С заказчиком его согласовать?
Ответить
Валерий Михайлович
Мне кажется, что ТЗ надо конечно. Но тут ребята пытались помочь клиенту выразить свои пожелания по разработке приложения в виде брифа. А потом, когда разработчик поймет, что надо клиенту, делается ТЗ подробное. Может я не понял чего?
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Алексей, написать ТЗ стоит денег (если это не шаблонный проект). Бывает, что только написать ТЗ, сделать прототип и провести аналитику — это уже 150-200 т.р. и месяц работ. Собственно поэтому бриф поможет понять, еще до подписания договора с подрядчиком, подходите ли вы друг другу по бюджету и по духу (что немаловажно).

Валерий прав. Нужно ТЗ, но нужен и Бриф. На самом деле, способный менеджер может сам «забрифовать» клиента на месте:), не затрудняя его написанием брифа, но подумать клиенту придется.
Ответить
Иван Петрович
Не обязательно, или по вашему это большой бюджет? По факту это бюджет для мини-приложения (особенно если писать нативные), которое делается в течение месяца(и времени программиста тут часов 100 получается). И если оно простое(а с таким бюджетом - оно именно такое), то Т.З. не нужно, во всяком случае детального.
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Prolis Labkk
Термин "бриф" вне рекламного контекста смотрится необычно (дико). Для оценки цели и объема работ прикладываются бизнес-требования (Business Requirements Definition).
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Согласен на 100%. С клиентом лучше говорить на его языке. В нашей «внутренней кухне» мы называем это бриф. Клиентам (если отправляем бриф для заполнения) говорим, что это «Опросный лист».
Ответить
Иван Петрович
Это называется именно "бриф", не понимаю чего тут дикого, термину много лет, в разработке ПО его все знают.
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Prolis Labkk
Парень может называть спецификацию объема работ рекламным термином только для своего парня.
https://ru.m.wiktionary.org/wiki/бриф
Ответить
Алексей Новиков
------------------------
На самом деле, способный менеджер может сам «забрифовать» клиента на месте:), не затрудняя его написанием брифа, но подумать клиенту придется.
------------------------
На самом деле это и есть ЕДИНСТВЕННЫЙ реальный путь.
Бриф делает менеджер, интервьюируя клиента.
Ваша статья о каком-то идеальном мире, которого никогда не было и никогда не будет.
Вы не с того конца смотрите на проблему. Не нужно писать "Что Павел сделал не так?"
Напишите "Что МЫ сделали не так, когда к нам пришел Павел?"
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Все средства хороши. У нас были примеры, когда потенциальный клиент сам желал заполнить бриф. Ну что ему не давать чтоле?:)

Согласитесь прекрасно, если клиент с радостью берется за бриф/опросный лист, честно и вовлеченно идет на диалог и понимает, что заказав проект, он тоже является частью команды проекта и тоже отвечает за его успех или провал.
Ответить
Margarita Eletskaya
Я понимаю проблему, которую требуется разрешить;
Моя проблема представлена в конкретных фактах и цифрах;
Представляю способ решения проблемы ...
Прям молитва :)
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Действительно смешно вышло)
Ответить
Иван Бардов
После того, как увидел фразу "её употребление приноСТ непоправимую пользу организму", не смог продолжать чтение.
Непоправимую пользу! :-D
Ответить
StandApp
Студия дизайна цифровых продуктов
Поляков Егор
Спасибо, исправлю ошибку. Да, нести непоправимую пользу - это здорово)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.