редакции Выбор
«Всегда нужен напарник, который сможет тебя остановить»
Start Fellows: Как появилась идея?
Максим Маликов: У меня уже было несколько проектов — и удачных, и не очень. Был торент-трекер, который приносил доход. Но мне хотелось сделать социально значимый и уникальный проект, который помогал бы людям. Это оказалось сложнее, чем я представлял — казалось, что все возможные идеи уже реализованы.
Во время поисков я схватился за первую попавшуюся мысль и после года реализации осознал, что сделал клон «ВКонтакте» с небольшим различиями в функциональности.
После я старался не гнаться за первой пришедшей в голову идеей, а собирал их, пока не придумал SmartProgress — проект показался достаточно интересным и удачным, чтобы заняться его реализацией.
Какой была первая версия продукта?
Даже в самой первой версии в проекте была вся основная функциональность: можно было ставить цели, вести дневник достижения, смотреть цели других людей, подписываться и следить за понравившимися целями.
В первой версии проекта не было шаблонов целей, командных целей и платформы наставничества. Но от шаблонов мы позже все же решили отказаться, а вот командные цели и платформа наставничества прижились.
Как искали людей для проекта? Сколько людей сейчас в команде?
Опыт с неудачными проектами показал, что нужен напарник, который сможет тебя остановить, если что-то пойдет не так. С тем, кого я хочу видеть в этой роли, определился сразу. Так в команде появился второй человек, Сергей Захаров — на него легла ответственность за дизайн, проектирование и интерфейс. Я взял на себя техническую часть.
В разное время в команде было от двух до шести человек. На текущий момент снова только двое — я и Сергей.
Какие инвестиции потребовались для запуска проекта?
До 2015 года проект развивался исключительно только за счет моих доходов с других проектов. В 2015 году мы выиграли грант Start-Up Chile на $35 тысяч. За счет этих средств мы смогли увеличить доход приносимый проектом в три раза в течение полугода. Благодаря этому проект стал самоокупаемым.
Какие каналы продвижения сработали?
«Хабрахабр» стал для нас настоящим клондайком трафика. Свою первую аудиторию SmartProgress получил именно оттуда, после публикации статьи о проекте.
Такого наплыва аудитории мы просто не ожидали, регистрации шли сотнями, сервер трещал от нагрузки — пришлось в авральном режиме править различные баги. После этого мы написали более сотни статей о мотивации, продуктивности и GTD. Эти темы интересны и помогают получить большой объем трафика и новую аудиторию для проекта.
Как проверили спрос на продукт?
Только после публикации статьи с описанием SmartProgress мы поняли, что сервис востребован.
Первые продажи были инициированы самими пользователями. Некоторым из них так нравился проект, что они писали нам на почту и спрашивали, куда можно перечислить деньги на наше развитие. После этого мы поняли, что пора делать расширенный платный аккаунт.
Сколько клиентов сейчас?
На данный момент общая численность аудитории составляет 163 тысячи пользователей. Недельная активная аудитория — около 20 тысяч. Средний чек для пользователя — 350 рублей.
Сейчас мы не занимаемся платной рекламой — рост аудитории происходит только за счет вирального эффекта, а также за счет нашей партнерской кампании. Мы платим пользователям 30% дохода от приведенной ими аудитории.
У вас есть функции «Цена слова» и «Наставничество» — расскажите о них подробнее?
«Цена слова» — это такой способ самомотивации. Пользователь указывает сумму, которая является для него значимой, оплачивает её. Эта сумма замораживается на сервисе. После этого единственный способ получить деньги обратно — достижение цели. Если этого не произойдет, сумма сгорает. По нашей статистике, цели с «Ценой слова» достигаются в два раза чаще, чем без неё.
«Наставничество» — раздел на SmartProgress, помогающий найти обучающую программу с поддержкой наставника. Наставник организует группу, в которую могут записаться все заинтересованные участники. В рамках программы публикуются учебные материалы, выдаются домашние задания, проходят вебинары. Наставник следит за прогрессом своих участников и помогает им преодолевать препятствия.
Какие у вас планы на инвестиции?
В данный момент мы собираемся привлечь $500 тысяч через ICO. Старт продажи токенов намечен на 22 октября. На собранные деньги мы собираемся сделать технологическое обновление, выделить раздел «Наставничество» в самостоятельный проект и выйти на западный рынок.
Почему выбрали интеграцию именно с «ВКонтакте»?
Для российского рынка «ВКонтакте» — это главная площадка общения людей. Помимо авторизации через «ВКонтакте», можно найти своих друзей, которые уже зарегистрированы в SmartProgress и начать следить за их целями. Тем друзьям, которые еще не пользуются проектом, можно отправить приглашения.
На что потратите деньги в случае победы?
Денежную часть мы планируем пустить на разработку новых мобильных приложений. Это самый главный запрос наших пользователей. Наши мобильные приложения не обновлялись уже несколько лет, и та функциональность, которая появилась в веб-версии проекта, недоступна.
Рекламный бюджет потратим на рекламную кампанию «ВКонтакте» для привлечения новых пользователей. У нас в проекте происходит очень много внутренней движухи: мы постоянно запускаем конкурсы, флешмобы, челленджи и многое другое. С помощью гранта мы могли бы привлечь к нашей активности больше людей и создать вирусный рекламный эффект для SmartProgress.
Мы принимаем заявки на участие до 24 ноября. Узнать больше о программе и оставить заявку на участие можно в сообществе Start Fellows во «ВКонтакте».