редакции Выбор
Start Fellows: интервью с основателем сервиса по поиску розыгрышей в сообществах ВКонтакте
Как появилась идея стартапа?
Год и три месяца назад мы с коллегами обсуждали успех промоакции на одном из наших проектов. Чтобы участвовать в розыгрыше приза, пользователям нужно было подписаться на группу проекта ВКонтакте.
Сложно вспомнить точные числа, но ситуация была примерно следующая: при посещаемости сайта в 20 тысяч уникальных пользователей в день, количество подписчиков в группе за полтора дня увеличилось тысяч на 18. Мы на себе ощутили то, что розыгрыши могут быть хорошим способом продвижения сообществ — и придумали Freebster.
Какой была первая версия продукта?
Freebster задумывался как маркетплейс розыгрышей. Администратор сообщества создавал розыгрыш у нас на сайте, добавлял описания и фотографии призов, указывал ссылку на пост, который нужно репостнуть, чтобы принять участие в розыгрыше.
Пользователь заходил на Freebster, находил интересные розыгрыши и принимал в них участие. Администратор получал подписчика и его репост, пользователь — возможность выиграть приз.
К сожалению, описанная версия продукта не пережила встречу с реальностью. Администраторы не добавляли розыгрыши на наш сайт, потому что мы не могли обеспечить их ощутимым потоком потенциальных подписчиков. Простым пользователям не был интересен каталог, который состоит всего из нескольких розыгрышей.
Сколько людей сейчас в команде?
В команде четыре основателя — я и мои коллеги. Мы вместе занимаемся IT-бизнесом три года и запустили несколько проектов, которые вышли на самоокупаемость. Познакомились в старших классах, когда занимались олимпиадным программированием.
Еще у нас есть три наемных специалиста: бэкендер, фронтендер и UI&UX. Всех нашли через общих знакомых и собеседовали лично. Двое из моих коллег учились в СПбГУ на матмехе — это очень помогло выйти на адекватных и талантливых ребят.
Какие инвестиции потребовались для запуска проекта?
Это вообще очень больной для меня вопрос. Мы разрабатываем Freebster на собственные деньги. Создание первой версии обошлось нам примерно в 5 миллионов рублей — денег от этого мы не получили. После таких потерь мы решили пересмотреть свои взгляды на разработку продуктов и начали работать по lean startup.
На создание текущей версии продукта мы потратили два месяца и 800 тысяч рублей.
Как проверили спрос на продукт? Расскажите о первых продажах и монетизации
Мы планируем зарабатывать на продвижении розыгрышей. На Freebster мы собираем и удерживаем пользователей, которые хотят выиграть приз.
Чтобы увеличить охват своего розыгрыша, администратор сможет платно разместить его в самом верху списка.
Администраторы уже тратят на деньги на продвижение розыгрышей — явный признак того, что мы собираемся удовлетворять существующую потребность. Вы наверняка знакомы с пабликами типа «Бесплатного» — это наш главный конкурент на этом этапе.
Сейчас наша основная задача — исследовать показатели конверсии и ретенции пользователей, которые ищут розыгрыши через наш ресурс. Только после этого мы будем вкладываться в маркетинг и сможем сделать интересное предложение администраторам групп. Продаж еще не было.
Какие каналы продвижения сработали?
Пробовали таргет Вконтакте, но совсем чуть-чуть. Сказать, сработал ли этот канал или нет, я пока не могу — слишком мало данных.
Чтобы получить бесплатный трафик, мы разработали продвинутый инструмент для выбора победителей в розыгрышах — Freebster For Admins. Администратор проводит с помощью него розыгрыш, публикует ссылку на результаты в своей группе. Его подписчики, которые перешли по этой ссылке, становятся нашими потенциальными пользователями. Буду очень рад обратной связи о Freebster For Admins от владельцев групп или SMM-специалистов.
Какие у вас планы на инвестиции, планируете ли выход на новые рынки?
Касательно инвестиций: все будет зависеть от результатов исследования поведения пользователей, которые ищут розыгрыши. Возможно нам хватит собственных средств, чтобы довести проект до самоокупаемости.
О новых рынках: розыгрыши сейчас проводятся вообще во всех популярных социальных сетях. Конечно мы хотим туда залезть. И реализованный механизм поиска розыгрышей, который использует машинное обучение, позволяет нам это сделать с небольшими издержками. Но если мы сейчас займемся другими социальными сетями, у нас не хватит денег на рекламу.
Почему выбрали интеграцию именно с ВКонтакте?
Потому что знакомы с ним с лучше всего. А API ВКонтакте позволяет реализовать и проверить все наши гипотезы.
На что потратите деньги в случае победы?
На тестирование каналов продвижения и проверку гипотез, которые должны увеличить основные показатели на нашем ресурсе.