Почему в России нужна система заказов внедрений и интеграций облачных сервисов?
И не просто ожидает, а помогает с полуслова понять потребности, подсказать оптимальные сервисы для работы и качественно их внедрить.
Сложность выбора
Как бизнесмен Василий искал облачный сервис и до сих пор пытается это делать? Заходит в поиск или спрашивает у коллег в Facebook и Twitter. Но что могут посоветовать люди? То, что любят, к чему привыкли или, ещё хуже, что сами продают. Но как Василий узнает истинное положение вещей на рынке облачных сервисов? Отзывам на сайтах сервисов не доверяет, сравнить продукт с конкурентами не может, да и впишется ли этот сервис в его бизнес — большой вопрос.
Это Startpack уже попыталась решить. Объединила известные в Рунете сервисы, упростила поиск и подбор по параметрам, позволила сравнивать конкурентов, оставлять и читать отзывы о них. Даже ввела рекомендации. Но Василию этого мало.
Дело осложняется, когда Василий захочет сервис под особые нужды компании. Возможно, внести в облачный продукт новые отчёты, подсветить важные цифры другим цветом, внедрить сервис в команду или сделать ещё несуществующую интеграцию. Как минимум, Василию пару недель придётся изучать вопрос, осознавать для себя задачи и находить исполнителя. И до результата вопрос так и не дойдёт.
Стихийный беспорядок
Если присмотреться к росту рынка, понаблюдать за активностью разработчиков сервисов и заказам предпринимателей на внедрение, то современный бизнес частично готов к переходу в облака. Готовность проявляет скорее начинающий бизнес, действующий — как правило, нет. Но, вне всяких сомнений, степень готовности российского и украинского рынков ниже, чем у зарубежных. Это можно объяснить слабо развитой сетью внедренцев и интеграторов и тем, что на решение компаний о переходе в облака влияет «сарафанное радио» и рекомендации уважаемых коллег.
Нельзя сказать, что руководитель отдела продаж Дмитрий больше доверяет тем или иным решениям. Есть просто удобные продукты, которые соответствуют конкретным бизнес-процессам его компании. Если они действительно соответствуют, и работа идет гладко, то неважно, отечественный продукт или зарубежный. Лишь бы он повышал эффективность отдела Дмитрия.
Уже в процессе общения с клиентом кому-то достаточно порекомендовать сервис, другому — конкретные шаги, Дмитрию — команду специалистов для интеграции или обучения сотрудников. Большинство клиентов Startpack уже стихийно использует облака. И наверное Дмитрий перепробовал десяток продуктов. Но целенаправленное внедрение поможет ему навести порядок, создать точку опоры, прояснить рабочие процессы.
Влияние кризисов
Возможно, повышение цен вызвало отторжение облачных сервисов у обычных пользователей, что пока сказать сложно. Тем более, не все оплачивают облака в магазинах приложений, например, App Store. Но ещё менее вероятно то, что владелец курьерской службы Пётр внезапно откажется от удобных решений. Пётр выбирает веб-сервис не только потому, что хочет сэкономить деньги, а ещё и озабочен надёжностью и безопасностью. Он скорее уволит неэффективных сотрудников или сократят рекламный бюджет. Но вряд ли откажется от любимых сервисов, без которых вести бизнес на пальцах уже не хочется.
При выборе сервиса перед Петром всплывают и куда более весомые факторы, чем тарифы. Надёжность, соответствие бизнес-процессам, нагрузка, производительность и качество обслуживания становятся решающими показателями.
Переходя к конкретным игрокам, можно переместиться в недалёкое прошлое, когда рынок действительно ощущал панику. Тогда Аскар Рахимбердиев, генеральный директор сервиса МойСклад заявлял, что отток с платных тарифов вырос на 1.5%, но его вызвало появление нового бесплатного тарифа, а не падение курса. Сам по себе «кризис» стал скорее возможностью удвоить силы. Те же UMI, CallBackHunter, amoCRM, JivoSite, RetailCRM, RedHelper не ощутили никаких потрясений и оттока клиентов. Ситуация повторяется. Пётр скорее откажется от серверных дорогостоящих платформ, их поддержки, но вряд ли пожертвует облаками.
Лишь в некоторых случаях разработчики незначительно повышают цены на сервисы. Например, в течение года наблюдались перемены в тарифах продуктов Terrasoft, политику меняли DirectumRX. Но это несущественные изменения. Куда серьёзнее, если зарубежные сервисы повышают цены, а ведь они в долларах. Пётр вряд ли сразу прекратит использовать Slack или Asana только потому, что продукты стали стоить не 400 рублей в месяц, а 800 (в долларах цена осталась прежней).
Если же Пётр чувствует, что нужно экономить, то ему нужно подумать не только о российских аналогах, тарифы на которые особо не меняются, но и ещё о доступных ценах на услуги интеграторов.
Осознание «облачности»
Изучив облачную почву, Startpack переходит на следующий уровень SaaS-рынка, собирая заявки клиентов, которые хотят внедрить или интегрировать облачные сервисы, в новом формате. Например, бухгалтер Ольга может сделать заказ на бизнес-продукты и получить помощь специалистов.
Но у системы ничего бы не вышло, не будь под рукой 137 интеграторов по России и СНГ, включая «Информатика и Сервис», ИТКОМ, SoftPresident, КОСАС, TRACE, Portfell и других. При их поддержке Startpack помогает Ольге, если она хочет приобщиться к одному из 1180 облачных продуктов. На первом этапе система работает в полуавтоматическом режиме. Как только Ольга оформляет заявку, например, на внедрение CRM-системы и интеграцию с телефонией, Startpack уведомляет о заказе только тех интеграторов, которые специализируются на указанной системе и обладают опытом интеграций.
Чтобы получить конкретные предложения и цены, Ольге не нужно связываться с десятками компаний. Startpack позволяет задать конкретные требования, уточнить детали и подобрать компетентных интеграторов. В результате система помогает Ольге концентрироваться на бизнес-задачах и осознанно подойти к выбору сервисов. Предложения ведущих интеграторов будут доступны ей в едином интерфейсе.
«Сервисы, помогающие найти исполнителей для решения бытовых задач — курьеров, дизайнеров, фотографов, юристов, широко известны и популярны. Startpack предлагает аналогичный подход для решения серьезных бизнес-проектов, связанных с внедрением, настройкой и обслуживанием облачных сервисов. Заказчик выбирает нужный сервис, описывает детали задачи, получает отклики от интеграторов и выбирает подходящую компанию. Мы хотим, чтобы облачный рынок гибче реагировал на возникающие потребности бизнеса и верим, что это направление окажется востребованным», — объясняет директор Startpack Алексей Федоров.
Нехватка клиентов
По словам интеграторов, на рынке очень сложно найти источник уже готовых к заказу клиентов. Startpack собрала вокруг себя нужную целевую аудиторию с конкретными потребностями — от небольших стоматологий и оружейных магазинов до гостиниц и инвестиционных компаний. 68 % из них представляют сектор СМБ, с оборотом от 20 млн. до 1 млрд. рублей в год.
«Безусловно, большинство заказчиков сталкиваются с проблемой выбора как самого ИТ-решения, так и компании-партнера, интегратора, который возьмет на себя ответственность за настройку и внедрение выбранного ИТ-решения, интеграцию нового инструмента в уже имеющуюся ИТ-инфраструктуру, тем самым разделив риски бизнес-партнера в этом непростом вопросе. Выбор такого интегратора, как и выбор самих облачных сервисов, будь то CRM-система, система управления задачами, документооборотом, CMS-система, helpdesk или IP-телефония — стратегический для клиента. Именно поэтому мы рекомендуем партнерам мыслить масштабно и создавать ИТ-платформы на несколько лет вперед, — рассуждает генеральный директор компании-интегратора ИТКОМ Сергей Понарин. -- Конечно же, окончательное решение принимает клиент – доверить интеграцию сервисов компании, уже имеющей многолетний положительный опыт, выбрать менее опытную, но недорогую или проводить интеграцию собственными силами. В любом случае у клиента всегда должен быть выбор – именно этот выбор предоставляет клиентам сервис Startpack».
Сергей, конечно, будет рад тому, если компания сосредоточиться не на поиске клиентов, а на решении их задач.
По данным Startpack, в этому году число заявок выросло в 2,4 раза. Бизнес обращается за внедрением облачных сервисов, вдвое чаще интересуется западными (например, Pipedrive, Simplybook), и интеграцией с уже используемыми системами, особенно 1C и телефонией. В сутки приходит до 8 заявок, уровнем выше, чем с простых бирж, поскольку пользователи в Startpack понимают бизнес-задачи и готовы совершать заказы. Бюджет по заявкам варьируется от 40 тыс. до 2,5 млн. руб. Меньшим спросом пользуется обучение сотрудников новым схемам работы.
В ближайшее время компания намерена добавить возможность прикреплять к заявкам дополнительные файлы, распределять заказы в зависимости от страны и региона и добавить гибкий механизм взаимодействия клиентов и интеграторов.
Выводы
Для чего же всё-таки так много букв о системе заявок? Важно, что клиент, начиная работать в облачном сервисе и, тем более, заказывая внедрение, не только связывает компанию с ним на годы, но и тратит немалые деньги. В России и СНГ система заявок на внедрение и интеграции облаков может:
- Решить вопросы Василия по всем облачным сервисам (не только по тем, по которым специализируется львиная доля интеграторов).
- Минимизирует риски Дмитрия при работе в облаках.
- Позволить сэкономить Петру, выбрав оптимальные тарифы и услуги интеграторов.
- Подготовить Ольгу к осознанному выбору.
- Привести Сергею уже обдумавших решение клиентов.