Главное Авторские колонки Вакансии Образование
814 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кому на рынке e-commerce не страшен кризис

Александр Феоктистов, руководитель группы маркетинга Яндекс.Маркета рассказывает о трендах российского рынка e-commerce в 2016 году. Почему не стоит бояться китайцев? Где на российском рынке свободные ниши, и есть ли у нас скрытые резервы?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На фоне роста курса валют и снижения покупательского спроса прошлый год для рынка e-commerce был сложным и радужные прогнозы делать пока рано. Между тем, интернет-торговля в России будет развиваться. Существуют группы товаров, продажи которых растут. А в выигрыше остаются те магазины, которые налаживают качественный сервис в регионах.

Весь прошлый год мы теряли друзей и коллег. Сильно сократился бизнес «Сотмаркета», «Ютинета» и «Е96», объединившиеся в 2014 году на базе платформы «ЮТИНЕТ.РУ». Этим магазинам пришлось вернуться к формату небольших региональных магазинов и уйти со столичного рынка. Некоторые крупные проекты просто закрывались. Ситуации, когда интернет-магазины, владельцы которых инвестировали в них миллионы долларов, закрывались и уходили, еще не было на нашем рынке. Вероятно, можно говорить о том, что для не очень эффективного бизнеса ситуация на рынке действительно опасна и заставляет задуматься о будущем.

И, тем не менее, мы видим, что поляна, которую освободили ушедшие игроки, свободной не осталась. Компании, которым удалось выжить, развивались и захватили оставшуюся свободной долю рынка.

В 2015 году рынок e-commerce вырос, хотя аналитики опасались падения. Как показало наше совместное исследование с компанией GFK, за прошлый год продажи электроники и бытовой техники в офлайн-ритейле снизились на 12,5% (в рублях), в то же время в онлайне они выросли на 3,3%. Товары категории FMCG в онлайне продемонстрировали рост в 53% (в рублевом выражении), тогда как в офлайне продажи этих же товаров выросли лишь на 14,3%, то есть рынок рос фактически на величину инфляции.

За счет чего вырос рынок e-commerce? Он продолжает «отъедать» долю у традиционных офлайн-магазинов. В России онлайн продажи составляют всего 1,5-2% рынка, в то время, как в Великобритании — 12%. И именно офлайн-рынок сегодня основной конкурент интернет-магазинов.

Недавно на конференции краудинвестинговой площадки StartTrack, посвященной будущему электронной коммерции, мои коллеги по e-commerce много говорили о китайских интернет-магазинах и их экспансии в Россию. Речь шла о том, что Aliexpress с его низкими ценами стал слишком опасным конкурентом. Наше исследование показывает, что интерес онлайн-потребителей в России к китайским магазинам вырос. Если в 2013 году в них совершали покупки 25% онлайн-покупателей, то в 2015-ом уже - 51%.

И все же, давайте по-чеcтному. Китайские магазины для российских интернет-магазинов не такие уж страшные конкуренты. На Aliexpress чаще всего заказывают недорогой, малогабаритный товар, доставки которого ждут по почте несколько недель. Купит покупатель пленочку на телефон, будет рад, а за телевизором зайдет в российский магазин и купит его там.

Китайские интернет-магазины не поглотят рынок в России, поэтому слухи о смерти локального e-commerce сильно преувеличены.

Настоящий же урон рынку наносят те компании, которые оказывают в интернете некачественный сервис. Ведь наша общая задача состоит в том, чтобы покупатель, совершив покупку в онлайн-магазине, возвращался. Купив что-то в одном интернет-магазине, за другим товаром шел в другой магазин.

И, несмотря на кризис, безусловно, в e-commerce все еще сохраняются ниши, где степень конкуренции невелика. Хотя покупательский спрос и сокращается, мы видим, что есть категории товаров, спрос на которые растет. К таким относятся, к примеру, детские товары. Как бы нам не приходилось экономить, тратить деньги на детей мы будем все равно. Может быть, кто-то не купит себе новый смартфон, но в любом случае приобретет подгузники для ребенка. Купят и одежду для детей, ведь из старой дети вырастают. Покупать в интернете дешевле, чем в офлайне, а значит в интернет-магазины, торгующие детскими товарами, будут приходить новые покупатели.

Также растет категория зоотоваров. Животных в любом случае надо кормить и содержать.

К растущим категориям можно отнести и рынок DIY (товары для строительства, ремонта и обустройства дома своими руками). Если раньше покупатель мог не экономить и заказывать мебель со сборкой, то сейчас лучше купит то, что соберет сам. Лучше не поедет в отпуск, но сделает ремонт дома. В любой кризис люди ценят то, что прослужит долго.

Я думаю, что в 2016 году на рынке e-commerce мы будем наблюдать консолидацию. Игроки будут объединяться, а самые успешные крупные магазины, которые смогут предложить покупателю наилучшую цену, будут наращивать свою долю рынка. Но, безусловно, останется и место для небольших нишевых проектов, где продается особый товар, имеющий своих поклонников. Только очень важно, чтобы даже эксклюзивный игрок и монополист в своей маленькой узкой нише (пусть это, скажем, будут товары для серых кошек или черных собачек) заботился об эффективности бизнеса и думал о снижении издержек.

А драйвером роста в этом году вполне могут стать регионы. Конечно же, рынок Москвы, Санкт-Петербурга насыщен, однако покупатели многочисленных городов с населением в миллион и меньше с удовольствием заказывали бы в интернете товары с доставкой, ведь в местных офлайн-магазинах товары совсем не на любой вкус.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Харламов Евгений
Рынок строительства, безусловно! Работал в этой отрасли, имел возможность наблюдать за ростом компаний, если по началу на рынке были http://rosparket.kz/13-parketnaya-doska и http://laminat-city.kz/g112638-paneli-plastikovye, то со временем начали появляться огромное количество опутствующих сервисов. На данный момент, на рынке Казахстана, "строительство" очень себя хорошо чувствует, несмотря на финансовые скачки в экономике.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.