Форматы сотрудничества с клиентами, или Чем так хорош Retainer
Аккаунт-директор Студии Олега Чулакова рассказывает о различных моделях взаимодействия с клиентами и делится опытом, как перейти на самый удобный для обеих сторон вариант.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
«То-что-нельзя-называть» в предпринимательском мире — это кассовые разрывы, когда работа по проекту выполнена, а деньги еще не пришли. Дебиторская задолженность растет, аналогичная ситуация может сложиться и по кредиторской.
Но довольно о грустном, поскольку существует и противоядие в виде контрактов с длинными деньгами, когда на протяжении определенного количества времени в компанию стабильно поступают оплаты.
Как же заполучить такой? Один из вариантов — выиграть тендер. Как правило, это контракты на один-два года, когда на постоянной основе приходят клиенты с типовыми задачами. В Студии мы так строим работу со многими крупными брендами: Tele2, «Авито», «Яндекс», «МегаФон» и многие другие.
Не тендером единым
Впрочем, существуют и другие форматы сотрудничества. Как правило, используются следующие варианты:
Fix Price (проекты в рамках одного месяца с фиксированной стоимостью).
T&M (проекты в рамках трех месяцев с фиксированной стоимостью часов).
Retainer (проекты длиннее трех месяцев и требующие постоянного развития с фиксированной стоимостью выделенной команды).
Чем они еще отличаются друг от друга:
Методология.
Fix Price базируется на каскадной модели, где каждый новый этап стартует после окончания предыдущего. В T&M и Retainer применяется гибкая методология, когда работа проходит спринтами, по итогам каждого из них получается продукт определенной степени готовности.
Инициативность команды.
В Fix Price она ограничена рамками ТЗ, формат T&M позволяет менять приоритеты и в ходе разработки предлагать какие-то новые идеи и механики, а в Retainer команда постоянно совершенствует и развивает продукт.
Финансовые риски.
Закладываются только в случае Fix Price, что нередко приводит к увеличению стоимости проекта. В T&M и Retainer оплата производится по часам и помесячно соответственно.
В целом можно выделить следующие преимущества и недостатки каждого из них: