Что связывает торговые площадки и Нобелевскую премию по экономике в 2014 году
Работы Жана Тироля, за которые он получил Нобелевскую премию, посвящены рыночным взаимодействиям бизнеса в условиях несовершенного рынка – именно такого рынка, какой он есть в реальной жизни. Несовершенство рынка приводит к финансовым потерям в сделках.
Компания может потратить на рекламу своей продукции сравнимую, а иногда и большую сумму, чем на производство, чтобы как-то выделиться среди конкурентов, заставить людей запомнить свой бренд. При этом реклама сама по себе не несет никакой ценности целевой аудитории. Получается, что ресурсы расходуются, а никакой ценности не производится. Может быть в этом причина стагнации экономики мира?
Forbes.ru дает такой комментарий:
Очень сильно огрубляя, можно сказать, что для Тироля причина потери денег в сделках — это агентская проблема. Неинформированный о характеристиках агента принципал, нанимающий агента, рискует сильно ошибиться в определении условий договора. Потери могут принимать самую разную форму: агент может не прилагать усилий и соответственно производить с высокими издержками / низким качеством, агент может прилагать усилия к решению задач на самом деле второстепенных для принципала, агент может вообще отказаться от сделки. А вот потери от агентской проблемы весьма значительны. Крупный продавец, неправильно определивший цены для разных групп покупателей, легко теряет 3-5% прибыли. Регулируемая компания (для которой государство назначает тарифы) легко может производить с издержками на 20-30% выше, чем вполне достижимые при той же технологии и с тем же составом сотрудников. Завышение цен в государственных закупках (а это 10% ВВП в большинстве стран) на уровне 10-30% тоже не удивит исследователей. Устранение хотя бы доли этих потерь в отдельных секторах путем правильной организации контрактов — то есть путем рачительного хозяйствования, при всех тех же ресурсах, может принести большой выигрыш.
Конкурсные закупки через торговые площадки уже много лет используются при закупках государствами и большими корпорациями. Для малого бизнеса те же площадки не очень удобны, т.к. на масштабах десяток и сотен тысяч рублей они создают больше проблем, чем позволяют экономить, из-за своих сложных процедур, регламентируемых законом. Тем не менее, малый бизнес – это очень значимая часть экономики.
Повысить эффективность малого бизнеса можно с помощью закупок через площадки для малого бизнеса. Supl.biz – одна из таких площадок. Уже сейчас ей пользуются сотни тысяч компаний России. Основное преимущество площадки в том, что процедура закупок значительная упрощена и бесплатна для всех участников торгов.
В дальнейших планах развития Supl.biz – агрегировать больше информации об участниках рынка, что по Тиролю должно сделать выбор более прозрачным, а значит, повышать эффективность не только отдельно взятой компании, но и экономики целой страны.
Автор статьи: Евгений Дьяченко