Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 560 11 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как российскому ИТ-проекту выйти на окупаемость за 4 месяца. Часть 1

Мы начинаем цикл статей, в которых будем делиться советами по развитию проекта в условиях ограниченного времени и бюджета. Сегодня рассказываем о методологии Lean Startup и как мы применяем её в нашем проекте Supl.biz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Многие эксперты в области стартапов пропагандируют использовать методологию Lean Startup – разрабатывать продукт с минимальными финансовыми и временными вложениями. Один из приемов: перед тем, как разрабатывать какой-либо функционал, минимальными усилиями протестировать, а будет ли этот функционал востребован, улучшит ли он метрики проекта.

У нас есть порядка 25 гипотез, которые мы должны проверить. Несколько из них мы уже проверили и делимся с вами результатом. Кроме того, приведем пару примеров, когда тестирование малыми вложениями не получается.

Гипотеза 1. Пользователям интересно знать, кто смотрел их страницу, и они готовы платить за это

Этот функционал есть, например, у LinkedIn и hh.ru, поэтому мы решили, что нашим пользователям такое тоже будет интересно. Например, мы сможем показывать, кто смотрел коммерческие предложения или кликал по рекламному баннеру наших рекламодателей, а они получат возможность "дожать" такие контакты до сделки.

В базе уже есть вся необходимая информация. Чтобы проверить гипотезу, мы решили сделать небольшой блок со ссылкой на отдельную статичную страницу.

gaa-N7ihk4Nr8bj04AB_Vv7WGmbyfVBv_EYBfOhB

На статичной странице такой текст: "Эта страница находится в разработке. Если вам интересно получить информацию о компаниях, которые смотрели эту страницу, то отправьте запрос по почте info@supl.biz."

Первую часть гипотезы мы проверяем по числу просмотров этой страницы (/pageviews/) за 5 дней:

DtnRGWqIVDnUE2kcKDO9BfGGDGAkfMgSg1EQjWMp

2.4% просмотров приходится именно на эту страницу – очень хорошо, значит первая часть гипотезы подтверждается, людям это интересно. Но на почту не пришло ни одного запроса – из этого можно сделать вывод, что люди не будут платить только за эту функцию, если они не хотят даже тратить свое время на написание письма ради этого.

Вывод: пока страницу оставляем в таком виде, может быть этот функционал реализуем когда-нибудь позже, в текущем контексте он не имеет ценности. Когда мы реализуем какой-то другой функционал (например, коммерческие предложения), тогда, возможно, людям станет более интересно знать, кто их смотрел, – это можно будет понять по запросам на почту.

Гипотеза 2. Пользователи будут приглашать своих партнеров через почту

Подобный функционал есть, например, на Facebook и LinkedIn: можно подключиться к своему ящику почты и сервис разошлет приглашение друзьям по базе контактов из вашего почтового ящика.

За 3 минуты мы добавили ссылку "Пригласите ваших партнеров оставить отзыв" в профиль компании, у которой еще нет отзывов:

grDkstEURTPlXQbE3Rx0SUqDCagAPDdRMWqujoTC

Ссылка ведет на страницу с текстом "Вы можете отправить письмо вашим партнерам и пригласить оставить отзыв о вашей работе. Наличие отзывов о компании положительно влияет на имидж компании и на выбор заказчиком поставщика и исполнителя. Спасибо, что пользуетесь нашей торговой площадкой! Вернуться на главную." Также через Яндекс.Метрику мы посмотрели статистику этой страницы за пару дней: 3 просмотра.

Вывод: хорошо, что мы не стали тратить время на разработку функционала, которым бы никто не стал пользоваться.

Гипотеза 3. Карточки компаний и рейтинг

У нас было такое предположение: если дать пользователям возможность, то они будут заполнять карточку своей компании, а также оставлять отзывы о других компаниях, что создаст ценность для всех участников площадки.

Но методика Lean Startup тут малоэффективна, потому что сложно определить конкретные метрики, на которые повлияет такой новый функционал. Посещаемость – метрика, конечно, но на посещаемость влияет все остальное, что мы делаем в то же самое время, например, PR-активность.

Вторая проблема с этом предположением: мы не можем никак проверить, будут ли люди пользоваться этим функционалом и принесет ли он дополнительную ценность пользователям площадки до тех пор, пока мы не реализуем это на достаточно приличном уровне – это занимает большое количество рабочего времени.

Сложный случай. Мы "вышли в поле" и стали спрашивать наших пользователей, был бы им полезен такой функционал. Пользователи почти все отвечали "да". Это, конечно, не абсолютный аргумент, пользователи иногда могут говорить одно, а вести себя совсем иначе.

Наверное, главная причина по которой мы решили делать продвинутые карточки компаний и рейтинг – интуиция нам подсказывала, что это будет пользоваться спросом.

12 ноября 2014 года мы запустили этот функционал в первой версии и действительно, люди стали им пользоваться, создавая вот такие карточки компаний:

-GtegAkv4WwtJ8bbgmB1J9AAWrXbKbc9rX_YVB9A

Lean подход тут оказался не очень бережливым, но все же мы постарались минимизировать риски: для проверки, что это будет пользоваться спросом, мы решили сделать самую простую версию, даже с "дизайном от программиста" (т.е. не тратились на дизайн).

Заключение

До начала ноября 2014 мы развивали Supl.biz скорее как хобби, но с ноября решили заняться им full-time, перевели и пригласили нескольких членов команды с других проектов полностью на Supl.biz. Наша цель: за 4 месяца вывести проект на окупаемость. Деньги есть только на 4 месяца. Если по истечению этого времени проект не окупится, то его снова придется перевести в разряд хобби.

С такими ограниченными ресурсами методология Lean Startup – единственной путь, на котором есть вероятность выживания. Мы запланировали за 4 месяца проверить порядка 25 гипотез, которые условно можно разделить на две части: одни ведут к увеличению аудитории нашей площадки, другие позволят монетизировать эту аудиторию за счет рекламы и тарифных планов.

В течении нашего интенсива мы будем делиться с читателями SPARK нашим опытом, – возможно ли выйти на окупаемость российскому ИТ-проекту за 4 месяца без привлечения сторонних инвестиций и с минимальным бюджетом.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Владимир Донец
Средства всегда ограничены. Лучший подход, это использовать Lean всегда =) Никогда не знаешь, когда потребуется больше, чем нужно.
Ответить
Supl.biz
Электронная торговая площадка
Екатерина Рыжкова
Владимир, согласна с Вами. Идеальный вариант, когда используешь метод Lean не вынужденно, ввиду отсутствия средств, а осознанно, при этом пересчитывая многочисленную прибыль :)
Ответить
Дмитрий Комаров
Некоторые ваши гипотезы проще реализовать (например "пригласить") и посмотреть, чем собирать статистику (весьма спорную, как в примере с "отправьте е-мейл"). Проверяться должны гипотезы, которые невозможно реализовать за рабочий день.
Ответить
Smartfield
Оказываем комплексную бизнес-поддержку стартапам
Евгений Дьяченко
> Проверяться должны гипотезы, которые невозможно реализовать за рабочий день.
В общем случае это так. Но если мы можем за 5 минут проверить, будут ли кликать на кнопку, то зачем тратить даже полдня на функционал, который за этой кнопкой. Вдруг окажется, что ее и не кликают — сэкономим полдня работы, а для стартапа с ограниченным бюджетом это критично.
Ответить
Adv-Cake
Агентство контекстной рекламы.
Сергей Белов
Описание подхода понравилось, спасибо. Но механику с приглашением пользователей по почте у Линкд ин вы поняли неправильно. Там гораздо больше моментов, когда предлагается это сделать, советую ее изучить подробнее.

Насчет первого пункта, я бы проверял по другому. Повесил бы попап, мол это платная функция, стоит 50 руб/месяц, кнопка "перейти к оплате". Это был бы корректный тест.
Чтобы замотивировать пользователя вам что-то написать на почту, у вас должна быть просто адская киллер фича, а не что-то среднее.
Ответить
Smartfield
Оказываем комплексную бизнес-поддержку стартапам
Евгений Дьяченко
Хорошие советы, спасибо, учтем!
Ответить
Алексей Печкин (Шаурбин)
мой проект vr-smart.ru вышел на окупаемость через 2 недели, так что всё возможно
Ответить
Supl.biz
Электронная торговая площадка
Екатерина Рыжкова
Алексей, круто! Ваш проект ориентирован на B2C?
Ответить
Startr.ru
Стартап чат, чат для команд, виртуальный коворкинг. Связи решают все.
Roman Yakovlev
Прошло 5 месяцев, даже сайт не работает. Видимо компанию купил самсунг или окулус.
Ответить
NDFLka.Ru
Сервис по созданию налоговой декларации 3-НДФЛ
Michael Lapushinskij
Так когда финишная отсечка по проекту? Вышел в ноль или нет.
Ответить
Smartfield
Оказываем комплексную бизнес-поддержку стартапам
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.