Аутсорсинг и аутстаффинг: разница подходов Чтобы лучше понять чем отличается аутсорс и аутстаф, представим, что у вас есть задача: разработать интернет-магазин. В нем планируется создать личный кабинет пользователя, подключить онлайн-оплату, настроить фильтры для поиска, интегрироваться с 1С и внедрить еще много других функции.
Есть как минимум три способа решить эту задачу.
Для начала, традиционный найм. В этом случае вы подыщите команду из дизайнера, тестировщика, аналитика и нескольких разработчиков в штат. А далее будете сами управлять ими, платить зарплату и отвечать за результат работы.
Если переносить это на простые примеры, то найм — это как владение собственной машиной. Вы сами заправляете ее, чините и платите транспортный налог вне зависимости от того, получилось у вас доехать до точки «В» или нет.
Не хотите содержать специалистов в штате? Есть два других варианта, которые помогут создать интернет-магазин.
Первый из них — аутсорс. Это способ производства работ, при котором вы поручаете проект или его часть подрядчику.
В этом случае для создания магазина вы обратитесь в студию разработки. Она примет ТЗ и через некоторое время выдаст готовый интернет-магазин. Вам не придется контролировать процесс — только согласовать контрольные точки.
Пример из жизни: аутсорс — это такси. Ваша задача — нажать кнопку «Заказать» в приложении. Не нужно заправлять машину, следить за маршрутом или получать водительские права. Все сделают за вас, только скажите, куда ехать.
И последний вариант — аутстаф. В каком-то смысле, это тоже разновидность аутсорса. Но здесь вы не поручаете проект команде, а покупаете только рабочие часы нужных специалистов.
Снова приведем простой пример. Аутстаф — это каршеринг. Вы не владеете машиной, но вам все равно нужно уметь ею управлять, а еще следить за дорогой и понимать, куда вы едете. Зато не придется платить транспортный налог и ездить на ТО.
То есть аутсорс — это способ снять с себя головную боль и целиком поручить проект команде профессионалов. А аутстаф позволяет только быстро получить сотрудника, которым нужно уметь управлять.
Плюсы и минусы аутсорса в IT У аутсорса есть как минимум два плюса, которые стоит иметь в виду: это передача ответственности за проект и сыгранная профессиональная команда. Расскажем подробнее о каждом преимуществе.
➕ Делегирование ответственности. В случае аутсорса, вы отдаете ответственность за проект подрядчику. Он отвечает за сроки, качество и результат. У вас же высвобождается время на решение внутренних задач.
➕ Сыгранная команда. Когда вы отдаете задачу студии, то знаете — они уже делали такие проекты. В компании будут разработчики и руководители с нужным опытом, которые знают друг друга и умеют контролировать качество своей работы.
Например, если нужно добавить на сайт онлайн-оплату, аутсорс-команда справится лучше, чем одиночный нанятый программист. Ведь в студии есть не только разработчики, но и дизайнеры, менеджеры и тестировщики.
➕ Доступ к профессиональным сотрудникам. Компания сама нанимает сильных спецов и занимается их развитием. Вам не придется думать, насколько квалифицированы программисты, которые пришли на проект, или заниматься их обучением как при аутcтафе.
Минусы аутсорса в том, что вы не сможете полноценно контролировать работу команды, которая занимается вашим проектом. Вот, где могут возникнуть проблемы.
➖ У аутсорс-команды бывает распылено внимание. Часто студии работают над несколькими задачами сразу. С одной стороны, это особенность заказной разработки. С другой, такая схема приводит к потере фокуса и эффективности. И, как следствие — увеличению срока, который потребуется на проект.
Чтобы избежать этого мы используем в некоторых проектах модель работы с выделенной командой — Retainer. В этом случае над проектом трудится постоянный штат сотрудников, который не работает больше ни над какими задачами. Это идеальный вариант, который имеет все преимущества аутсорсинга, но избавляет от его недостатков.
➖ Меньше контроля. Когда работаете с аутсорс-командой, вы только ставите цель, но не знаете, как управляется ваш проект. Вы не можете контролировать подрядчика так же, как своих сотрудников.
Плюсы и минусы аутстафа в IT Плюсы аутстафа — практически те же, что у найма. За исключением того, что вы можете гораздо проще и быстрее отказаться от сотрудничества со специалистом, если его услуги больше не нужны. Раскроем эти преимущества подробнее.
➕ Аутстаф-специалист в полном вашем распоряжении. Это увеличивает его производительность и погруженность в проект.
➕ Это удобно, если нужно временное усиление. Если в компании уже есть команда специалистов в штате, но просто временно не хватает «рук», то аутстаф — хороший выбор.
Минусы тоже похожи на те, что бывают у команд в найме. А именно — придется самостоятельно организовывать работу, обучать команду и контролировать результат. Мы выделили четыре минуса аутстафа.
➖ Вы получаете всю головную боль по управлению «арендованным» специалистом. В случае с аутстафом придется забрать на себя микроменеджмент и контролировать работника так же, как наемного сотрудника.
➖ Аутстаф-специалисту нужно время на онбординг. Когда используете аутстаф, важно понимать: человеку потребуется время, чтобы вникнуть в проект. Эффективная работа начнется не ранее, чем через 2 месяца после старта. У аутсорс-команды нет такой проблемы. Она может приступить к проекту в день найма, ведь сотрудникам внутри не требуется знакомиться и тратить время на разработку процессов.
➖ Обучение — на вас. При аутстафе вы либо смиряетесь, что сотрудник не будет обладать самыми последними знаниями, либо берете развитие и обучение на себя. Только вот чтобы организовать это, нужны тим-лиды, программа обучения и менторинг.
➖ Велик риск, что аутстаф-сотрудник не впишется в коллектив. При аутстафе вы получаете человека, который не относится к вам, как к своей команде. Он понимает, что через время его могут перевести на другой проект, поэтому не готов тратить силы и с головой погружаться в проект.
Что дешевле для разработки проекта: аутсорс или аутстаф Стоимость аутсорсинга — это обычно единая сумма за проект и понятный расчет сроков и стоимости каждого этапа. То есть в ситуации аутсорса вы точно знаете, сколько будет стоить проект.
Если набирать целую команду через аутстаф, то конечная сумма будет зависеть от ставки конкретных специалистов. Их цена варьируется в зависимости от:
— уровня экспертизы сотрудника.
— стека;
— длительности вашего проекта;
— и других факторов.
Сейчас стоимость часа начинается от 2500 руб. и доходит до 4000 руб. А для отдельных экспертов может быть и выше.
Пойдя по пути самостоятельного сбора команды, вы теряете преимущества аутстафа, потому что получаете пять разрозненных спецов, которыми кто-то должен управлять. Им нужно время на онбординг и слаживание между собой. Это время также нужно оплачивать. Поэтому разработка проекта через аутстаф выйдет на 30-40% дороже, чем при заказе разработки по модели аутсорс.
Но главная загвоздка аутстафа — эффективность команды будет зависеть не только от самих сотрудников, но и от руководителя, который ими управляет. Некомпетентный управленец может сильно увеличить стоимость проекта.
Кейс из практики
Однажды к нам обратился клиент с запросом на создание программы. Мы рассчитали стоимость и сроки: разработка должна была занять год и обойтись в 30 млн руб. Заказчику показалось, что мы завышаем цену. В итоге они решили разрабатывать проект самостоятельно, наняв специалистов по модели аутстаф. Что стало с проектом? Компания потратила 3 года и 80 млн руб., но так и не получила работающую программу. Проблема была в том, что у технического директора не было опыта управления разработкой сложных систем. В итоге компания обратилась к нам второй раз, когда до дедлайна осталось 4 месяца, и попросила спасти проект. Но тут мы были бессильны: даже с бюджетом в 200 млн руб. не было шансов завершить проект так быстро. Задача так и не была решена.
Помогает ли аутстаф сэкономить на налогах? Принято думать, что аутстаф разработчиков — способ оптимизировать расходы. Кажется, не придется платить НДФЛ и социальные отчисления, ведь за сотрудника вы отдаете фиксированную сумму. Только вот на деле все эти налоги и взносы заложены в цену. Так что сэкономить не выйдет — это скорее иллюзия.
Зато с помощью аутстафа можно обойти пределы бюджета по найму на год. Это пригодится если вы работаете в корпорации и ваши расходы по отдельным статьям жестко ограничены, а усиление требуется прямо сейчас.
Для каких проектов все-таки лучше аутсорс, а для каких — аутстаф? Итак, аутсорс — это полное делегирование проекта другой компании, а аутстаф — «аренда» специалистов, без приема в штат.
Что выбрать? Зависит от того, какую задачу вы хотите решить и есть ли в вашей компании IT-экспертиза.
Аутстаф — идеальное решение, когда в компании уже есть большая команда, но случился временный перегруз. Тогда нет смысла брать сотрудника в штат, ведь вы знаете: скоро компания вернется к норме и сотрудник станет не нужен.
Хотите создать целый проект с нуля, а в компании нет человека, у которого есть опыт лидирования разработки и возможности взять на себя ответственность за проект? Тогда лучше подойдет аутсорс. Так не придется самостоятельно управлять специалистами и рисковать провалить задачу.
Если же вы планируете построить команду с нуля, то также не стоит нанимать всех сотрудников с помощью аутстафа. Лучше искать людей в штат и самому заниматься их развитием и обучением.
Чтобы было проще понять, с какими функциями лучше справляется аутсорс, а с какими — аутстаф, мы подготовили таблицу. По ней видно, в каких ситуация подойдет та или иная модель.
Мы считаем, что мода на аутстаф скоро пройдет. Компании поймут, что это временный пластырь, который позволяет унять боль в моменте, но не лечит первопричину. Если вы хотите серьезно заниматься разработкой, лучше нанимайте сотрудников в штат, развивайте людей и заботьтесь о них. Если же пока не готовы брать ответственность за IT-команду, выбирайте аутсорс и оставляйте заявку .