Куда идёт e-commerce
Своими наблюдениями Ефим поделился с предпринимателями и инвесторами на бизнес-завтраке Early Birds, традиционно организуемом #tceh и ФРИИ.
Что происходит в секторе электронной торговли
Ефим обозначил общие тенденции в отрасли:
- Активно развиваются SaaS-решения.
- Принципиально новые сервисы появляются на рынке каждый два-три года.
- Новые сервисы клонируются за три-четыре месяца.
- Многие сервисы, за которыми стоят отличные решения, по-прежнему выходят в «упаковке», которая не продаёт.
- Отмирают модели разделения прибыли — ритейлеры отчисляют проценты большому количеству контрагентов, и этот способ расчёта становится неудобным. С IT-сервисом будут сотрудничать, если он назовёт чёткую цену за свои услуги.
Кризис диктует рынку новые условия. На этом фоне в интернет-торговле серьёзно меняется расстановка сил.
1. Падают традиционные сегменты
Техника и одежда продают в убыток. Интернет-магазины зарабатывают на доставке.
2. Растут новые сегменты
Сектора косметики и парфюмерии, строительства и детских товаров, ежегодно увеличиваются в 2-3 раза. Эксперты считают новые секторы более перспективными для дальнейшей работы.
3. Китай захватывает российский e-commerce
30% рынка электронной торговли в России уже принадлежит китайским ритейлерам. Основной игрок — AliExpress. Этот гипермаркет играет на пользу всей индустрии: дешёвые товары приучают интернет-пользователей из регионов к онлайн-шоппингу.
4. С рынка вымываются мелкие игроки
Затраты на привлечение покупателей разоряют ритейлеров. Чтобы выжить, магазинам нужна подушка безопасности в 1,5-2 миллиарда рублей. Компании схлопываются или уходят в узкие ниши. Так рынок диверсифицируется: гипермаркеты с миллиардными оборотами против узкоспециализированных магазинов.
5. Магазины начинают считать
Компании пристальнее следят за расходами: считают воронки продаж, оценивают прибыль с каждого клиента, отсекают неэффективные решения. Продуктовая аналитика становятся всё более популярной и выходит на новый виток развития.
6. Увеличение чека и развитие программ лояльности
В 2015 году E-commerce Solutions провела бизнес-завтрак, посвящённый программам лояльности. Из 70 представителей крупного ритейла (Ашан, Jamilco, L’Oréal и т. д.) только трое работали с лояльностью клиентов с помощью CRM-систем. Все остальные пришли на встречу, чтобы подобрать решение. Этот тренд будет долгосрочным.
Арсенал бизнеса, который выживет
Ефим предположил, что нужно интернет-магазинам, чтобы держать удар рынка:
- скидки от поставщиков и уникальный ассортимент;
- отработанная модель привлечения трафика со сходящейся экономикой;
- проработанные посадочные страницы с нормальной конверсией;
- умение увеличивать средний чек;
- отлаженные процессы;
- умение работать с аудиторией после первой покупки.
Как заинтересовать интернет-магазин своим сервисом
Чтобы работать с сектором интернет-торговли, IT-сервисы должны понимать мотивацию магазинов. Для этого Ефим составил классификацию интернет-магазинов по размеру бизнеса:
Перспективные IT-услуги
Интернет-магазины борются за выживание и закупают IT-сервисы, помогающие комплексному развитию в сферах:
- аналитики данных;
- CRM-решений;
- комплексного продвижения;
- оптимизации закупок;
- динамического ценообразования.
Напоследок Ефим рассказал, что должно быть у IT-проекта, чтобы его купил ритейлер:
- Возможность терпеть до полугода согласования договора.
- Пакет документов, чтобы пройти проверку службой безопасности.
- Бренд и доверие со стороны ритейлеров.
- Понимание пользы от своего продукта.
- Чёткий ответ, сколько стоит продукт.
- Красивая и понятная презентация.
- Минимум три клиента с успешными кейсами более шести месяцев.
Ефим порекомендовал стартапам рассчитывать силы: «Большинство проектов ломаются, ожидая согласования договора. На это уходит от трёх до шести месяцев. Распределяйте ресурсы с учётом этих сроков».
___________________________________
Во второй части бизнес-завтрака Илья Айзен, сооснователь Flocktory — SaaS-платформы для реферального маркетинга, рассказал, как развивать бизнес с помощью персонализации. Читайте в нашем блоге и следите за расписанием встреч.
Следующая встреча Early Birds пройдёт 1 марта и будет посвящена IT-решениям в медиаиндустрии
Текст: Георгиевская Мария