Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 089 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Google vs Яндекс: разница и общее

В продвижении сайтов одни и те же меры могут привести к росту в одной поисковой системе и падению - в другой. Давайте рассмотрим разницу между Google и Яндекс, а также методы продвижения, общие для обеих поисковых систем.

Авторитетность и релевантность



Ошибочно выстроенная стратегия продвижения в поиске может выглядеть примерно так

Основополагающая концепция для продвижения — это выбор между факторами ранжирования, относящимися к авторитетности хоста и релевантностью его контента запросу. Яндекс, безусловно, отдаёт приоритет релевантности, то есть соответствию сайта запросу пользователя. Он не смотрит ни на возраст домена, ни на количество ссылок. А именно эти группы факторов и определяют авторитетность домена с точки зрения Google.

Google же, напротив, в этом отношении очень консервативен, и до последних апдейтов максимальное значение придавал факторам, связанным прежде всего с авторитетностью и доверенностью сайта. Молодому хосту очень трудно пробиться в выдаче, плотно занятой старыми сайтами с хорошо прокачанными скиллами. Чтобы обойти эти ограничения, оптимизаторы охотятся за старыми брошенными доменами, создают PBN-сетки и прибегают к другим ухищрениям.

Региональность


Ключевое отличие между Яндексом и Google — это привязка к региону, геотаргетинг. Все запросы в Яндексе делятся на геозависимые и геонезависимые, и это логично. Если вы, будучи в Саратове, обращаетесь в поиск с запросом «купить велосипед», вы едва ли захотите увидеть в выдаче сайты в Москве или Сызрани, а то и вовсе магазины в другой стране. А вот для запроса «кто изобрел велосипед» такая привязка абсолютно неважна.

Google же, в свою очередь, на такие мелочи внимания не обращает. Для формирования топа в нём важен язык и страна, уже нет деления даже по городам. Однако по ряду запросов уже формируется гиперлокальная выдача: в больших городах выдача уже может существенно отличаться в зависимости от улицы или района, из которого пришёл запрос. И это тоже понятно: если человек ищет банкомат или салон красоты — то ищет их поблизости от себя.

Временные затраты на продвижение


Алгоритмы Google работают без так называемых «апдейтов» (если не брать в расчёт глобальные обновления ядра, которые случаются примерно раз в полгода). Google оперативно учитывает новые документы и правки старых. Фактически, вы в реальном времени можете увидеть резкое изменение позиций после внесенных правок.

Яндекс так не умеет до сих пор: любые изменения на сайте учитываются за срок от недели до месяца. Документ сначала должен обнаружить «быстробот», отнести к роботу-индексатору, и тот уже, через какой-то период, разберется с тем, что ему принесли и определит ему место в выдаче.

К концу 2020 года в Яндекс были отмечены изменения в процессе индексирования новых документов: кажется, разработчики почти смогли справиться с задачей разработки непрерывной индексации. Однако на момент подготовки этой статьи ситуация остаётся неопределенной.

Поведенческие факторы


Поведенческие факторы к 2021 году остаются важнейшими в Яндекс. Сайт, на который активнее переходят посетители и уже не возвращаются на выдачу, получает приоритет в ранжировании.

Представители Google ранее не признавали ничего похожего в своей системе оценки сайтов. Однако аналоги можно обнаружить в числе зарегистрированных патентов Google: «Реакция пользователя на конкретные результаты поиска или список результатов поиска может учитываться, так что результаты, получающие большее количество кликов, будут ранжироваться выше». Обращаю внимание: это цитата из патента, и не факт, что это уже реальная часть алгоритма. Однако тренд вполне ясен.

Влияние ссылок на ранжирование


Как уже было сказано, ссылки для Google — один из важнейших сигналов, подтверждающих авторитетность ресурса. Вас упоминают, вас цитируют, на вас ссылаются — вероятно, у вас действительно авторитетный источник данных.

В 2013 представители Яндекс официально объявили, что ссылки больше не будут учитываться для ранжирования по коммерческим запросам в ряде сегментов в регионе «Москва». А вслед за этим на любителей покупать и продавать ссылки обрушились целых два фильтра: очередной «АГС», выкосивший продавцов, и «Минусинск», ударивший по покупателям ссылок.

Значит ли это, что Яндекс действительно перестал учитывать ссылки? — Конечно, нет. Просто изменились алгоритмы их учёта, а с этим — и методы продвижения с помощью ссылок.

В чём суть этих методов? Яндекс рассматривает ссылки как часть текстового ранжирования и основу для построения веб-графа. Ссылки в таком виде выступают как связь между терминами, как обоснования размещенной информации, и т.д. В таком случае важно не количество ссылок, а их качество: тематичность, обоснованность, польза для пользователей. Особое внимание уделяется анкорам — текстам ссылок. Большую важность получают осмысленные анкоры, содержащие ключевые слова. Если по ссылке нет трафика — Яндекс перестанет её учитывать, поэтому нет смысла размещать ссылки на непосещаемых, нетематичных и откровенно спамных ресурсах.

Обратите внимание: Google за вхождение в анкоры точных вхождений ключевых слов может наказать. Чтобы с пользой для продвижения в Google использовать «денежные» анкоры, нужна просто безупречная ссылка, которую алгоритм не заподозрит в неестественности. Если ваши доноры далеки от совершенства — используйте «безанкорку». Для продвижения в топ Яндекс можно вообще обойтись без ссылок, как и показано в моём кейсе продвижения компании, специализирующейся на вывозе мусора и поставках нерудных материалов.


Такой рост трафика из Яндекс удалось получить обычным масштабированием структуры сайта, подробной проработкой поисковой семантики — и никаких ссылок на этом этапе.

Выбор целевых страниц


По коммерческим запросам Яндекс предпочитает ранжировать категории товаров. Какая-то часть (менее 20%) таких запросов распределяется на главные страницы. И 3-5% уходит на товарные карточки. И в этом случае запрос должен быть сформулирован очень точно: производитель, марка, модель, конкретные характеристики.

Google, как видится, не отдаёт предпочтения какому-то типу страниц, и явно категорийный запрос может быть распределен и на главную страницу, и на категорию, и на товарную карточку.

Причины такой неразборчивости просты: важнейший приоритет для Google всегда имеет главная страница. И от того, как она оформлена и структурирована, зависит и распределение «весов» по алгоритму PageRank. Управлять этим достаточно сложно: алгоритм сам определяет, чему отдать предпочтения, и ясно, что правками текста проблема не решается.

Влияние объёма сайта


Сайт — это коллекция документов. До недавнего времени Яндекс рассматривал объёмы сайтов как признак авторитетности домена. Сайту с небольшим количеством страниц было пробиться сложно, если есть хоть какая-то конкуренция.

Однако с 2020 года произошли некоторые изменения в алгоритме Яндекса, ранее уже введенные в алгоритмы Google. Мало иметь большой объём, нужно, чтобы этот объём был составлен из качественных страниц. Подразумевается не только качество размещенного там контента, но и заинтересованность в этом контенте пользователей.

Если ваш сайт масштабируется по принципу «выжигания» семантики, но при этом под нулевые запросы, и трафика странички не привлекают — это подействует на ранжирование отрицательно. Точно так работал фильтр Google Fred 2017 года. Хорошо раскрытая семантика, развернутая структура, соответствующая всей полноте запросов пользователей, играет в плюс. Мусорные странички влияют отрицательно — теперь это объединяет алгоритмы Яндекса и Google.

Учет намерения пользователя


В Яндексе действует выраженное разделение запросов на коммерческие и информационные. Google отдает предпочтение страницам, максимально полно соответствующих общим запросам. Это отличие влияет и на структуру страниц, и на критерии оценки размещенного на страницах контента, и на его объём.

Если в коммерческом сегменте на странице товарных категорий или карточек может вообще нет никакого вспомогательного текста — это хорошо для Яндекс, который рассматривает такие тексты как поисковый спам. То, что уместно в товарной карточке (в заголовке, описании и т.п.), наказуемо в зоне SEO-текста. Google в этом случае предпочтёт дополнительный контент, который посчитает уместным: ему абсолютно безразлично, в какой зоне документа он нашёл ключевое слово.

Выводы здесь достаточно просты: если вы хотите, чтобы категория или товар одинаково хорошо ранжировались в обеих поисковых системах, стоит поработать над качеством вспомогательного контента. Он должен быть уместным и полезным, никакой «воды» и попыток манипуляций алгоритмами.

Объёмы непоискового трафика


Поскольку важнейшим мерилом ценности сайта для Яндекс остаются поведенческие характеристики, для полноценной оценки сайта ему нужен трафик. Любой, хотя предпочтение отдаётся сайтам с большими объёмами витального-брендового трафика из прямых заходов (из закладок браузера, например).

Этот фактор напрямую связан с несколькими другими: объёмом сайта, коммерческими факторами ранжирования. Хотите высокие позиции в Яндексе? — Наращивайте трафик из контекстной рекламы, соцсетей, по ссылкам на посещаемых сайтах, из почтовых рассылок и т.п.

Google отрицает влияние общих объёмов трафика на сайт на позиции в органическом поиске. Однако некоторая корреляция есть и там, хотя выражена она намного слабее.

Коммерческие факторы ранжирования Яндекса


Для запросов коммерческого характера в Яндекс применяются коммерческие факторы ранжирования. К ним относятся: удобство для пользователя, наличие сигналов, подтверждающих доверие к продавцу, качество обслуживания и т.п.

Хорошо известным коммерческим фактором ранжирования в Яндекс является объём ассортимента. Чем больше ассортимент — тем больше шансов получить топ. И определяющую роль тут играет не только количество вхождений ключа на странице в заголовки товарных карточек. В своих инструкциях для асессоров представители Яндекс обозначили как важный критерий полноту выбора.

Кроме объёмов ассортимента к важным коммерческим факторам относятся цены (чем ниже — тем лучше), скидки, наличие бесплатной доставки и т.п. Что хорошо для потенциального покупателя — то хорошо для позиций в выдаче.

В Google такое не отмечено. Несмотря на то, что сайты интернет-магазинов и продавцы услуг относятся к категории YMYL («Ваши деньги, ваша жизнь»), Google отдаст предпочтение тем сайтам, которым доверяет в силу их возраста, текстовой релевантности и т.п. Остальное неважно: в топе могут быть монобренды, ассортимент из трёх товаров, категории с товарами не в наличии.

Заключение


Обе поисковые системы развиваются примерно в одном направлении, и общие тренды задаёт преимущественно Google. Однако во многих вопросах Яндекс не только не отстаёт, но и задаёт темп своими наработками.

Очевидно, что нельзя пренебрегать продвижением ни в одной из поисковых систем, несмотря на все сопутствующие сложности. Такой подход требует аналитического подхода, поиска компромиссов и использования методов итераций. Случаи, когда рост в одной из систем сопровождается параллельным падением в другой — не такая уж редкость. Оптимизатор во время выбора стратегии и тактики продвижения должен учитывать множество нюансов, чтобы рост сайта в поиске был в обоих поисковиках.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.