Эффективные коммуникации: как быть услышанным заказчиком или исполнителем?
В попытке перевести процент неудачных проектов в количество причин и то почему «не сложилось», можно вывести следующие житейские обстоятельства.
Не в духе
Все эмоции с отрицательной окраской выводят человека из равновесия до такой степени, что круг интересных предложений для обсуждения сужается до минимума. При этом каждую идею нужно отстаивать и объяснять в мельчайших деталях. Чем настойчивей и веселей вы излагаете свои мысли, тем большее недоверие и сопротивление вызываете у собеседника.
Выход из незадавшегося начала: ретироваться до лучших времен и не корить себя за случившееся.
«Я лучше знаю»
Бывает так, что кто-то один – например, исполнитель – тянет одеяло на себя. Вы можете сказать, что специалист действительно лучше знает: видит концепцию, понимает как ее подать и продать. Однако даже самые замечательные идеи не имеют своего продолжения без одобрения принимающей проект стороны.
Не все заказчики воспринимают готовый продукт «на ура». Часто просят что-то доработать и улучшить. И дело тут не только в особых вкусовых пристрастиях или отсутствии оных у клиента, сколько в желании поучаствовать в процессе создания окончательного варианта.
Решение: позволить заказчику ощутить свою сопричастность проекту в мелочах и на начальном этапе работы, чтобы потом не проводить время за доработками рекламного продукта.
Вариант, когда всезнающей стороной выступает клиент, еще хуже. В этом случае присутствует много манипуляций, давления, самоутверждения за счет исполнителя, но мало свободы для творчества. Теряется «я» художника, рекламщика или текстовика, что не менее обидно. И порождает у исполнителя слишком скорое, непродуманное, решение либо затягивание процесса.
«Знаю я вас…»
В этом звучит предубежденность к вам, как специалисту, и ожидание подвоха с вашей стороны. Если решаетесь взяться за этот проект, то будьте готовы к строгому контролю в процессе его выполнения, бессмысленным проверкам предварительных результатов до оговоренного срока и предвзятой оценке результата.
Качественный конечный результат докажет ваш профессионализм, но недоверие заказчика оставит неприятный осадок от самого процесса работы.
«Я вас не знаю»
Не настороженность в начале и просьбы показать что-то особенное в той же уникальной области, которую представляет заказчик, так утомляют и заставляют пожалеть о сделке. А постоянные изнуряющие разговоры ни о чем в процессе работы как попытка стать ближе и заручиться вашей поддержкой для наилучшего результата.
Сохраняйте хладнокровие, тактичность и не давайте повода усомниться в вас. Не играйте в дружбу с заказчиком! Она обязательно потребует от вас жертв и не малых – как в цене, так и в объеме дальнейших переделок.
«Не знаю, чего хочу и надо ли мне все это»
Сложно о чем-то говорить, когда нет хотя бы приблизительного представления о том, что в итоге ожидает увидеть клиент. Или когда непонятна его мотивация – что побуждает делать той или иной рекламный продукт. Чтобы проект был успешен, должна быть заинтересованность и границы, очерчивающие направление работы.
Как исправить данную ситуацию? Попросить заказчика составить техническое задание для исполнителя. Это заставляет серьезно задуматься о проекте, сделать выбор в пользу его необходимости и определиться с задачами, которые нужно решить.
«Мы слишком разные»
Когда культурный, образовательный, идеологический, этический и прочие уровни двух собеседников слишком разнятся. Если проект кратковременный, то сотрудничество вполне возможно. Длительный и трудоемкий процесс, требующий слаженной работы, будет выматывающим и не всегда результативным в итоге.
Успех сотрудничества зависит от огромного интереса к проекту и личностных качеств партнеров: умения подстраиваться, развитой интуиции и гибкости в общении.
«Так о чем это я…»
Витиеватые мысли, двойные послания (противоречащие друг другу), неточность формулировок, скрытый подтекст, перебивание, неправильное употребление терминов, недосказанность, перескакивание с одной мысли на другую, использование сленга, неподходящая интонация или темп речи – все это может стать помехой для понимания друг друга.
Выход: простой язык, вопросы и уточнения, паузы для размышления, перефразирование сказанного, резюмирование в завершении обсуждения.
Страх показаться несовершенным
Когда клиент щедрый и приятный в общении, а профессиональной компетенции по проекту не хватает, то сложно признаться в этом в начале и почти невозможно в конце. Всему виной самолюбие и желание угодить. В итоге – чувство досады у заказчика от зря потраченного времени.
Решение: не вводить в заблуждение собеседника, а набраться мужества и признаться, что не сможете помочь в той мере, которую заслуживает данный проект.
Со своей колокольни
Если вы не в силах поставить себя на место другого и судите обо всем лишь с точки зрения своего опыта, взглядов и ценностей, то трудно сориентироваться в предпочтениях партнера и его ожиданиях от проекта.
Ваша задача: время от времени перевоплощаться в заказчика или исполнителя и пытаться понять, чем он живет, почему поступает так, а не иначе, что его радует, что хочет видеть в качестве результатов сотрудничества.
Минимум ошибок, максимум внимания при общении
Возможно при следующих «если»:
- Уважаете и принимаете человека таким, какой он есть.
- Уважаете и верите в себя.
- Учитываете эмоциональное состояние собеседника и готовность сотрудничать в данный момент.
- Честны относительно своих желаний и возможностей.
- Не боитесь разногласий и пытаетесь достигнуть взаимопонимания.
- Общаетесь на равных и не торопите события.
- Опираетесь на собственный опыт, не отвергая опыта другого.
- Цените друг друга как наилучшую команду по решению поставленной задачи.
Ну а копирайтеры нашего бюро https://textbroker.ru всегда услышат своего заказчика.