Интервью для проекта «Открытый Нижний»
— Как появилась идея создать такую группу? С чего начинали?
Я со своей девушкой переехал в Нижний Новгород 3 года назад, работу удалось найти быстро, а вот со съёмным жильём возникла реальная проблема в лице агентов, желающих ни за что получить 100% комиссию. Они были буквально везде: газеты, сайты, объявления на столбах. Спустя несколько дней шатаний по друзьям, мыслями вернуться домой, квартиру мы всё-таки сняли. От собственника, без комиссии, но потратив уйму нервов, времени и денег.
Недолго думая, создал группу с дерзким названием «На**й агентов» в одной из социальных сетей, где написал пост, описывающий всю ситуацию с арендой и своё отношение к агентам.
Группу успешно забросил, но открыв её через месяц, обнаружил около 200 запросов на вступление, несколько обсуждений и поддерживающих комментариев к своему посту.
Поняв, что из этого может что-то получиться, начал активно развивать сообщество, писал посты, общался с людьми. На сегодняшний день, мы самое популярное сообщество по аренде в городе, а наша аудитория — более чем 30 000 участников, ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 100 человек.
Думаю, что именно название даёт нам такой рост и популярность. Многие соискатели хотят сказать эту фразу после череды бесполезных разговоров с агентами. Дерзко, немного резко, но прямо в точку.
Многие думают, что ненавидим всех агентов без разбора, но это далеко не так. Мы считаем, что 80% агентов по аренде — непрофессионалы, которые не могут предоставить хороший сервис своим клиентам. Ещё не встречали такого агента, который может: сделать фото, изучить квартиру, дом и окрестности, а затем красиво подать это всё клиенту. У этих 80% одна цель — быстрее найти простака, сдать и получить деньги.
Вот, кого мы не любим, так это — информационные агентства, которые раньше представлялись «помощниками хозяев». Они публикуют варианты жилья с низкой стоимостью аренды на одной популярной доске объявлений, конечно, им начинают звонить, они приглашают людей в офис, обещают, что прямо сегодня заселят в «квартиру мечты», просят подписать договор и оплатить 2000 — 5000 руб. за информацию.
После выхода из их офиса и попытке договориться на просмотр, вас отошьют под разными предлогами: срочно уехали из города, увезли в больницу и пр. В результате, телефон окажется отключенным, а в информационном агентстве скажут, что свою часть работы по предоставлению информации они выполнили и денег не вернут.
Мы регулярно публикуем посты, где предупреждаем людей о таком обмане и просим не вестись на уговоры приехать в офис и заплатить деньги. Конечно, в своё время, получали и угрозы, т.к. люди стали более настороженными, и поток клиентов в подобные агентства начал снижаться. Им это не понравилось…
Про нас хочу сказать одно — мы не перетягиваем одеяло на свою сторону, а просто стараемся предоставлять качественный сервис. Очень жаль, что единственное противостояние этому — угрозы и попытки вставить палки в колёса.
— Структура группы. Сейчас у вас целая команда? Кто помогает, и кто чем занимается? Чем отличаетесь от информационных агентств?
Сначала всей группой управлял сам: писал посты, публиковал объявления от собственников, находил отзывы на агентов, собирал базу их номеров, чтобы можно было проверить объявление, ведь многие агенты пишут в тексте «от собственника» и «без посредников», а на деле — очередной пустой разговор о комиссии, подборе вариантов и т.д. Когда не хватало времени, помогала моя девушка.
Позже, я понял, что сам уже не справляюсь с растущей аудиторией. Участников становилось всё больше, росло количество объявлений, в группу постоянно лезли агенты, которых нужно было быстро вычислять и добавлять в чёрный список, к слову, сейчас там уже около 1000 агентских профилей.
Вычислять агентов часто помогали сами участники, которые активно искали себе жильё. Именно из них и начала формироваться наша команда. Елена Хохрякова и Маргарита Водолейкина находили, и публиковала объявления, а Ольга Соловьева помогала вычислять агентов. Всё это делалось на бесплатной основе, т.к. мы получали хорошую обратную связь — множество отзывов, благодарностей, они и были нашим «топливом». Позже всё изменилось…
Через некоторое время, я обнаружил группу-клон, которая пыталась подражать нам: взяла наш аватар с названием, заимствовала объявления и информацию по ценам на аренду. После общения с создателем данной группы, мне прямо сказали — мы берём ваши объявления и отдаём агентам, а те уже сдают их с комиссией.
Мы поняли, что наша благотворительность сыграла с нами злую шутку, ведь мы, по сути, помогали агентам находить варианты для сдачи и делали это абсолютно бесплатно.
Я часто говорю, что те, кто вставляет нам палки в колёса, помогают нам становиться лучше. На одной похвале далеко не уедешь…
После этого, мы раз и навсегда перестали публиковать найденные варианты в открытом доступе. Сначала мы создали группу с проверенными объявлениями, где брали небольшое вознаграждение за доступ.
— Можно ли это назвать стартапом, вещью, которая приносит реальный доход? Или скорее просто дополнительный заработок?
Идея закрытой группы быстро переросла в сервис «Взял-и-Сдал». Сайт я разработал сам на бесплатной системе управления, основные моменты были сделаны «на коленке», но главное — работало, и начали появляться клиенты. Мы решили предлагать несколько тарифов. Разница была в сроке, чем он выше, тем дороже тариф.
Сайт проработал в таком виде около 2 месяцев. Я понял, что пора искать разработчика и делать полноценный сервис, где многие моменты можно автоматизировать или улучшить.
«Взял-и-Сдал» действительно был стартапом, а где искать разработчика как не на тематическом сайте? Я нашёл начинающий проект, который не пользовался определенной популярностью и предложил его разработчику Дмитрию Беляеву не тратить время и поработать над моим сервисом. Изложив суть, договорившись о деталях, мы стали партнёрами.
Решили создать полностью новый сайт с другим названием и адресом. Я взял за основу прошлое название, оставив только «Взял» (англ. To take) и решил немного переиграть «To Took», звучит как стук в дверь — оставляем.
На разработку ушло около 3 месяцев. Первая версия была запущена 2 июня 2014 года. Обязанности были распределены: Елена находила объявления и отправляла их на проверку Ольге и Маргарите, затем публиковала на сайте.
Мы внедрили свои полезные фишки: кого готовы заселить, что имеется в квартире, что находится рядом, какой тип дома, если фотографии самой квартиры не было, то находили хотя бы фотографию дома, это всё помогало сформировать «картину» сдаваемого объекта.
За 2 месяца работы Totook.ru, мы смогли понять плюсы и минусы первой версии сайта и показали вторую с обновлённым дизайном, её мы улучшаем каждый день.
У нас есть основные места работы, а группа и сайт — хорошее хобби. Деньги любят тишину. Они не главное, нам важно, чтобы клиент ценил нашу работу и понимал, что мы делаем всё, что от нас зависит, чтобы он снял квартиру без траты нервов и времени. Если мы до сих пор работаем, значит, есть стимул.
— Вы хотели расширяться, у вас, по-моему, группы в других городах? Получается ли в этом направлении?
Сайт пока работает с постоянными обновлениями только в Н. Новгороде и Казани.
Группы есть во многих городах, но особо хорошо идут в Самаре, Екатеринбурге и Владимире. Там есть свои модераторы, которые абсолютно безвозмездно помогают нам развиваться в этих городах. За что им огромное спасибо!
Позднее эти города будут появляться на сайте Totook.ru.
— Немного комментариев по аренде в Нижнем Новгороде: постепенно падают цены на жилье, а на аренду есть спад?
Здесь будет лучше, если ответит наш администратор Елена Хохрякова. Именно на её хрупких плечах лежит ответственность за объявления.
Спада цен на аренду жилья нет, аренда, как и большинство потребностей, имеет сезонность, сейчас идёт сезон, к ноябрю-октябрю пойдет спад до апреля-мая.
Цены сейчас чуть ниже, чем в прошлом году, возможно, прошёл тот ажиотаж, который вызвал рост валюты, но, это моё мнение, зарплата у квартиросъемщиков не выросла, поэтому цены сейчас потихоньку приходят в норму.
Спасибо Нине Калякиной за интересные вопросы.