Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
29 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Два лидера: выгодно используйте конкурента

В каждом коллективе всегда есть два лидера — формальный и неформальный. «Высший пилотаж» и для начальника, и для специалиста, которому отдали предпочтение коллеги, — не допустить противостояния. Как укрепить свои позиции за счет КПД конкурента?

Статус-кво


Для начала с помощью простой социометрической методики определите точный статус каждого сотрудника в команде. Для этого предложите людям заполнить анонимную анкету, состоящую из трех или пяти вопросов. Причем после каждого из них обязательно должен быть перечень фамилий всех без исключения работников.

Обратите внимание: на против каждой кандидатуры ставится: «+» — да; «0» — не знаю; «минус» — нет. В зависимости от количества симпатий и антипатий вы поймете, кого люди принимают или не признают. Ценность информации в том, что анкета помогает расставить специалистов на должности по их возможностям. А в случае, когда вакансии прочно закреплены, то правильно управлять ситуацией и держать ее под контролем.

Важно: при позитивном отношении к своим непосредственным руководителям подчиненные стремятся выполнять повышенные нормы.


Пример анкеты по каждому из сотрудников

Слово о заме



Используйте неформального лидера для укрепления своих позиций

Психолог многопрофильной клиники «Внимательный доктор» Светлана Луценко рассказала, что особенно значим статус первого помощника. Поэтому остановимся на том, как максимально эффективно использовать заместителя, если он «отрицательный», «нулевой» или «положительный».

Большинство минусов — свидетельствует о сильном сопротивлении подчиненных и не авторитетности заместителя. Держите такого помощника в качестве громоотвода (добрый начальник — злой заместитель). «Плохому парню» делегируйте большой круг полномочий — «отрицательное второе лицо» будет полностью на своем месте при выполнении функций контроля и ревизий. К тому же он не сможет вас подсидеть, хотя исключения из правил случаются.

Большинство нулей — означает, что первый помощник хороший специалист. Загрузите его сложной, рутинной и ответственной работой. При этом можете быть уверенным в их качественном и своевременном выполнении, к тому же не беспокойтесь, что он начнет вникать в дела не по своему иерархическому уровню.

Большинство плюсов — отличная кандидатура. Такие люди вдохновляют своим примером и энтузиазмом весь коллектив, стимулируя не деньгами, а словом. Помощник справится с любыми организационными вопросами.

Разберитесь с неформалами


Если статус заместителя оставляет желать лучшего, то в коллективе обязательно сформируется скрытое противостояние, которое со временем будет становиться все сильнее. Поэтому очень важно выявить неформального лидера. Определите, к кому из сотрудников расположена команда и правильно используйте потенциал специалиста. Для этого измените тактику, скорректировав методы управления.

Важно: однозначно нельзя не замечать неформала и оставлять без внимания его позицию.

Неформал-специалист. Умный коллектив всегда отдает предпочтение профессионалу, комфортному в общении коллеге и порядочному человеку. Оптимальный вариант — сделать его своим замом и использовать лидерские способности.

Неформал-демагог. Если вотум доверия предоставлен такому человеку, то в коллективе сложный морально-психологический климат. И назначение подобной кандидатуры на любую руководящую должность приведет лишь к дополнительным проблемам. Лучший вариант в такой ситуации — это оперативно поменять часть сотрудников.

Обоснование: большие группы склонны все усреднять, то есть со временем весь коллектив примет образ и подобие сторонников демагога. Результат — в проигрыше окажутся служебные интересы и ваша карьера. Однако если нет возможности распрощаться с неформалом и его группой, которые дестабилизируют работу, скорректируйте ситуацию.

Наиболее действенным способом (хотя и временным) часто оказывается повышение в должности и/или предоставление дополнительных полномочий подчиненным, которые показывают хорошие показатели работы и поддерживают вас. Такой шаг позволяет частично снизить давление неформального лидера и его приверженцев, хотя ротацию все равно придется со временем провести.

7 ошибок боссов


Сильный неформальный лидер, которого поддерживают многие сотрудники, может спровоцировать проблемы. И ему в этом помогают типичные просчеты руководителей (читайте также: эмоциональный интеллект — залог успешности).

Недоработки управленцев:

  • игнорирование неформальной группы и отношение к ней, как к крайне вредной;
  • пренебрежение к неформальному лидеру и его позиции без правильных попыток грамотно выстроить работу с ним;
  • не использование потенциальных возможностей неформалов;
  • отсутствие интереса и незнание настроения подчиненных;
  • не учитывается восприятие неформалами своих действий;
  • маркируется сопротивление подчиненных к нововведениям;
  • не обращается внимание на потенциальную силу слухов, которые портят репутацию, в том числе в глазах вышестоящего руководства, что может повлиять на карьерный рост.

Ценные аутсайдеры


Аутсайдерами в коллективе обычно становятся плохие специалисты, ленивые работники, неприятные люди и... высококлассные специалисты. А ряды в негативном рейтинге профи замыкают из-за своего полного своего пофигизма. Тому есть две причин:

  • замедлен карьерный рост и/или абсолютно не устраивает материальное вознаграждение;
  • не сложились отношения с неформальным лидером (и, соответственно, группой людей, подпадающих под его влияние).

В обоих случаях (раньше или позже) человек принимает решение уволиться. Если вам не хочется отпускать сотрудника, то необходимо развести спеца и неформала по разным направлениям деятельности или свести их контакты до минимума. Оптимальный же вариант — максимально эффективно использовать возможности обоих.

Важно. Беседу с целью урегулирования сложных ситуаций с неформальным лидером стоит начинать только тогда, когда есть хотя бы 51 % уверенности в ее необходимости и пользе. Кстати, и в таком случае успешный итог разговора не гарантирован. Причем это свидетельствует не о бессилии начальника, а лишь о неправильных психологических установках и поведении неформала.

Корректируйте ситуацию


По мнению психологов и опытных руководителей, грамотными с точки зрения управленческого менеджмента можно считать пять основных действий при конфликтной ситуации.

Правильные действия в период противостояния:

  • не используйте жесткие административные методы, индивидуально работайте с каждым человеком;
  • услышьте и поймите мнение и мотивацию каждого сотрудника, а также обязательно учитывайте их;
  • дайте возможность неформальному лидеру участвовать в принятии решений (конечно, второстепенных); для предотвращения недовольства — своевременно информируйте коллектив по всем вопросам;
  • поставьте себе на службу каналы неформальной коммуникации для продвижения необходимой информации.

Авторитет руководителя не пошатнется, если решитесь делегировать какие-то права и обязанности неформальному лидеру и даже по каким-то вопросам с ним начнете советоваться. Зато выигрыш будет весьма существенным. Хотя и переусердствовать с толерантностью тоже не стоит. В задачи начальника не входит «получение» всеобщей любви и нежности. Главное — эффективная работа. Тем более, что в мирном сосуществовании заинтересована и сама неформальная группа. Если же нет, то выше написано, что делать...

Лада Андреева, блог «Управление карьерой, временем и людьми»

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.