Как не облажаться с выбором сотрудников поддержки для почты, чата, соцсетей и мессенджеров
Иногда рука сама тянется пересадить на почту и чат своих же операторов, которые по несколько лет успешно работают в голосовой поддержке. Но простой перевод с телефона на чат может разрушить саппорт. Как узнать, подходит ли человек для работы в текстовой поддержке?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Начиная с прошлого года бизнес активно переводит общение с клиентами в текстовые каналы связи. Сейчас у всех есть либо чат, либо мессенджеры, либо соцсети, а то и всё сразу. Это не пустые домыслы и догадки, а результаты нашего прошлогоднего исследования.
Причины такого ажиотажа достаточно конкретные и понятные:
1. Можно одновременно работать с несколькими чатами, поэтому текстовая поддержка быстрее и дешевле разговоров по телефону.
2. Можно работать удалённо из дома, коворкинга, кофейни и даже устроившись на скамейке в парке. Клиент не услышит в трубке лай собак, журчание фонтана и детские визги на площадке рядом с вами. Это особенно актуально в пандемию, когда компаниям пришлось массово переводить людей на удалёнку.
3. В текстовых каналах достаточно времени, чтобы подумать и сформулировать мысль. Клиент не услышит в трубке пауз и слов-паразитов, за которыми скрывается напряжённый мыслительный процесс в поисках лучшего решения.
4. Проще и эффективнее работать с инструкциями и визуалом — всегда можно отправить картинку или видео вместо того, чтобы объяснять на пальцах голосом.
5. Можно незаметно для клиента передать диалог коллеге, например, если он лучше разбирается в теме или нужно срочно уйти.
6. Работа в текстовых каналах более спокойная и менее энергозатратная, чем живое общение по телефону, когда ты всё время один на один с клиентом и его эмоциями.
Всё это выглядит здорово, но есть проблема — текстовые каналы становятся палочкой-выручалочкой для компании, только если в них работают люди, способные к такой работе. Но как понять, что вот этот кандидат справится и выведет поддержку на новый уровень, а другой — только увеличит число недовольных клиентов и подмочит репутацию компании? В нашей компании кандидаты проходят пять этапов, прежде чем мы доверим им общение с нашими клиентами.
Шаг 1. Определяемся с каналами связи
Когда в компании начинают осваивать текстовые каналы, может появиться соблазн перевести всех с телефона на письменную поддержку, но это решение может оказаться роковым. Дело в том, что человек, который хорошо говорит, не обязательно хорошо пишет. Для него это может стать большим стрессом, а для компании обернётся недовольными клиентами, потерей времени, денег и ценных сотрудников. И наоборот, если человек хорошо пишет, он не обязательно умеет хорошо говорить — не каждый может быстро сосредоточиться, найти решение и сформулировать его так, чтобы было понятно клиенту. Некоторым для этого нужно время.
Внутри текстовых каналов всё то же самое — выбор зависит от того, для каких каналов мы нанимаем сотрудников. Если нужен человек для почты, ищем того, кто отвечает вдумчиво и умеет анализировать большой массив данных, а если подбираем человека на чат — того, кто может вести диалог быстро и кратко формулировать мысли. Если нам нужен универсальный сотрудник, ищем человека, который способен делать и то, и другое.
Шаг 2. Фильтруем кандидатов на стадии отклика
Чтобы не тратить время и силы на обработку заведомо неподходящих кандидатур, многих из них можно отсечь ещё на стадии отклика. В этом нам помогают технические детали. Это звоночки, которые показывают, насколько человек внимательный и ответственный и как он будет себя вести, когда станет частью команды.
Например, в вакансии мы просим прислать сопроводительное письмо с кратким рассказом о себе и дать ссылки на примеры работ. Если человек вместо рассказа о себе скинул архивный файл со словами «всё есть в моём резюме», нам с ним явно не по пути. Ещё вариант — прилагаем к вакансии тестовое задание, просим оформить его в гуглдоке и устанавливаем срок, до которого принимаем заявки. Если человек скидывает вордовский файл или присылает тестовое с опозданием, так же невнимательно он будет вести себя на рабочем месте. Такие отклики сразу уходят в утиль — это позволяет не тратить время впустую на людей, которые нам точно не подойдут.
Условия, которые можно указать в вакансии для фильтра на стадии отклика:
отклики на вакансию присылать только на конкретную почту/телеграм/вайбер, то есть в один или несколько конкретных каналов,
в теме письма с откликом на вакансию написать «отклик на вакансию оператора текстовых чатов»,
рассказать о себе в сопроводительном письме, ограничение — 1200 символов с пробелами,
оформить тестовое задание в гуглдокументе и прислать ссылку на него,
ответить на вопросы в гуглформе (дать ссылку).
Шаг 3. Проверяем грамотность, стиль письма и умение формулировать мысли
На старте важно понять, какой стиль письма у кандидата, и насколько он совпадает со стилем компании. Например, на вакансию откликнулся бывший сотрудник банка, который пишет шаблонными фразами, а у нас юзер-френдли поддержка, где нужно использовать смайлики. Такого человека придётся долго и муторно переучивать и не факт, что удастся. Поэтому если он для нас не настолько ценный, что мы готовы рискнуть и потратить своё время и силы на переучивание, лучше сразу ему отказать.
Универсальной проверкой будет сопроводительное письмо к отклику на вакансию. Из него мы сразу понимаем, насколько грамотно он пишет, как мыслит, как формулирует предложения и в каком стиле. Из сопроводиловки видно, есть ли у него какая-то логическая связь между предложениями и понимает ли он, что мы хотели от него получить в сопроводительном письме.
Если тебя заинтересовала вакансия, пришли своё резюме на почту ... и напиши ответы на следующие вопросы:
1. Какую роль клиентский сервис играет в жизни компании?
2. Назови 3 книги/статьи о клиентском сервисе или менеджменте, которые ты прочитал за последнее время.