Интернет-магазин в 2023 году. Есть ли смысл открывать?
О главном в цифрах
Давайте начнем с цифр. По оценке Data Insight, только за 2020 год рынок e-commerce (электронные продажи) России увеличился на 34%. С началом пандемии тысячи компаний пытались выйти в онлайн, чтобы хоть как-то сохранить свой бизнес. И 80% (!) из них закрывали запущенные сайты уже в первый месяц работы. Из этого следует два выводы:
- Слишком высокая конкуренция;
- Выход на маркетплейсы.
Эти выводы подробно разберем чуть позже. А сейчас вернемся к цифрам.
Возьмем статистику 2022 года. За 12 месяцев в России насчитали свыше 130 миллионов интернет-пользователей (это, на секундочку, 90% всего населения). Более 60% из них совершали покупки в интернет-магазинах. Только в первом полугодии 2022 года у россиян ушло на онлайн-покупки более 2,3 трлн руб. Такое значение в 1,5 раза больше онлайн-расходов за первое полугодие 2021 года. При этом покупки совершались как в крупных маркетплейсах, так и небольших магазинах.
Есть еще одно интересное исследование Nasdaq. По оценкам экспертов, уже к 2040 году более 95% всех покупок будет совершаться через интернет. Отказываться от такого удобного формата шопинга покупатели явно не собираются.
Что продавали в 2022?
Если говорить о распределении заказов по категориям, то в 2022 году чаще всего заказывали бытовую технику и электронику. На такие товары пришлось около 22% от всех заказов. Остальные категории распределились следующим образом:
- Товары для дома (мебель, декор и т.д.) — 17,7%;
- Одежда, аксессуары и обувь — 13,9%;
- Продукты питания — 13,5%;
- Товары для здоровья, красоты — 7,5%.
Хуже всех продавались handmade товары. Но тут важно учитывать и их небольшой объем в принципе.
О конкуренции в 2023 году
Теперь вернемся к тому, с чего начинали: в 2020 году закрывалось очень много новых интернет-магазинов. Главная причина их закрытия — высокая конкуренция. Она сохраняется сегодня и будет расти в ближайшее время (причем касается это всех сфер, не только торговли). Поэтому если вы решили открывать онлайн-магазин, будьте готовы бороться с конкурентами. Вот пятерка эффективных инструментов, с помощью которых можно сохранить достойные позиции на рынке:
- Низкие цены;
- Большой и разнообразный ассортимент;
- Достойный маркетинг;
- Регулярные акции;
- «Одна волна» с покупателями.
Первые два инструменты самые важные. Люди всегда ищут дешевле и всегда покупают там, где хороший выбор. Поэтому, например, если вы торгуете женской одеждой, рекомендую изначально планировать сотрудничество с несколькими поставщиками. Можно найти разных производителей через уже готовую базу, чтобы не тратить свое время. Так вы сможете предложить своей целевой аудитории именно то, что она ищет.
Маркетплейсы — как важное дополнение онлайн-магазина
Кроме конкуренции, последние годы на рынок интернет-торговли оказывают огромное влияние маркетплейсы. В России в ТОП-3 таких сервисов входят:
- Wildberries;
- Ozon;
- Яндекс Маркет.
Реже покупают на Сбер МегаМаркете и Lamoda. Примерно 50% покупателей сперва отправляются на маркетплейс, ищут товар там, а уже потом — обращаются к поисковикам и соцсетям. Что это значит? А то, что игнорировать такие сервисы в 2023 году точно не стоит. И тут есть два пути.
Первый вариант: вы продаете только через маркетплейс. Все, что для этого необходимо — хороший поставщик товаров. Даже собственный склад для хранения продукции не понадобится.
Второй вариант: вы продаете через маркетплейс и параллельно развиваете самостоятельный интернет-магазин (сайт, канал, сообщество — неважно). В таком случае придется дополнительно тратиться на хорошее продвижение своего сайта/соцсети. Но в дальнейшем это позитивно скажется на вашем личном бренде.
Так есть ли смысл?
Смысл продавать в интернете в 2023 году однозначно есть. С каждым годом россияне активнее совершают онлайн-покупки и все больше доверяют интернет-магазинам. Однако, есть одно «но» — конкуренция. Выходить сейчас на рынок онлайн-торговли следует только в том случае, если вы готовы бороться с потенциальными конкурентами. Если вы выстоите в такой «борьбе» в первый год, то последующие годы будут работать на вас.
Ну и не забывайте про качество товаров, их востребованность и выгодную для покупателей цену. Для этого блога уже готовлю важную информацию для тех, кто начинает или уже работает в сфере продаж. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить!