Статья написана по материалам доклада Игоря Цупко с Infostart Event-2021 . Если интересно глубже погрузиться в эту тему, то очень советуем почитать прагматичный гайд .
Возможно, это и звучит довольно пафосно, но как вам такие цифры:
предотвращение излишнего роста штата на 25% при росте клиентуры; рост удовлетворенности работой среди сотрудников на 30%; уменьшение обращений в техподдержку на 50%. Данные взяты из доклада Анжелики Федько из Plesk
Вводить управление знаниями в компании стоит, когда в ней работают больше двух человек, то есть практически сразу. И уж точно без нее не обойтись, когда в штате 20 сотрудников.
В крупных компаниях так или иначе, есть база для управления знаниями. Она может появиться стихийно или под чутким управлением. И на каждом этапе возникают разные проблемы — о них мы и поговорим.
Проблема 1: незрелая экспертиза и управление знаниями Суть проблемы не в том, что компания нанимает плохих экспертов. А в том, что среди них нет глубокого понимания деятельности компании в свете их экспертности. То есть:
им страшно полностью доверять задачу (надо все контролировать и проверять); их страшно пускать на переговоры с клиентами; новички долго въезжают в основные процессы и задачи; сроки постоянно срываются, много правок, несмотря на точное ТЗ. Все эти факторы как раз указывают на незрелость экспертизы. И это вовсе не значит, что надо срочно увольнять таких людей. Возможно, стоит помочь им связать их знания с общим направлением вашей деятельности.
Какие практики в этом помогут:
Совместная работа. Например, dogfooding — человек сам пользуется продуктом, который вы делаете. Картирование — схематичное описание всей предметной области бизнеса в виде майнд-карты. Постпроектная рефлексия: человек столкнулся с задачей — нашел решение — сформировал все это в текст — опубликовал в общий доступ внутри компании, чтобы другие могли этим пользоваться. Сессии обмена знаниями — мозговые штурмы, ретроспективы, воркшопы. Создание профсообществ внутри компании. Например, связка специалистов, работающих над одной задачей: «продажник — маркетолог — разработчик — специалист техподдержки».
Проблема 2: есть крепкие эксперты, но у них слишком много задач Ну не может один человек делать всё-всё, даже если сначала он сам об этом просит. Как понять, что идет перегруз одного отдельно взятого эксперта:
он пишет список задач на июнь, когда на дворе декабрь; его отпуск = остановка всех связанных процессов; ему проще самому сделать, чем кому-то делегировать; у него море тайных знаний в своей области.
Просто представьте, что будет, если этот человек выгорит, заболеет, решит уволиться или... его переманят. Большая ошибка — оставлять его одного в этом непаханном поле, как ни крути, он — ключевой сотрудник. Как минимум, часть задач можно делегировать, а также сохранить прикладные знания на случай замены сотрудника.
Кстати, мы уже рассказывали, как заранее подготовиться к увольнению сотрудника.
Практики knowledge management:
Интервьюирование, чтобы вытащить знания из эксперта и приготовить удобную схему по некоторым операциям. Помочь ему самому поделиться знаниями — сделать шаблоны или предложить ему падавана, у которого он будет наставником.
Проблема 3: новички неприлично долго въезжают в тему При росте компании бывшие рядовые сотрудники становятся руководителями. Они впервые сталкиваются с онбордингом новых людей. Поэтому частенько можно услышать: «Вы кого набрали, они же не знают самых базовых вещей!» При этом, базовыми вещами могут называться нюансы внутренней коммуникации, работа с Битриксом или вообще особенности отрасли.
Давайте приблизим проблему и выделим симптомы:
руководители не умеют погружать новичков; вообще непонятно, во что погружать — что очевидно, а что нет; новички не понимают, к кому можно обращаться с вопросами. Какие практики помогут сократить онбординг и адаптацию новичков:
Лекция от руководителя в первый день работы. Обычно это уже есть, но, сложную информацию так не подашь — от избытка впечатлений человек запомнит меньше половины. Приветственное письмо, которое содержит в себе краткое описание и ссылки на всё, с чем надо ознакомиться Чек-листы — что человек должен сделать и освоить в первый день/неделю/месяц. Наставничество. Обучающий тренинг на 1-2 дня. Лучше с чек-листами, задачами и т.п. Важно! Всем этим не должен заниматься один HR, который нанял сотрудника. Это коллективная работа HR, руководителя и самого сотрудника.
Проблема 4: управление знаниями и поддержка пользователей существуют отдельно друг от друга В IT изменения продукта могут происходить хоть каждый день. Разумеется, это увеличивает нагрузку на техподдержку клиентов. Но у них и так достаточно работы! Как понять, что проблема назрела:
вопросы пользователей, в основном, одни и те же; документация устарела; клиент долго ждет ответа от техподдержки.
Вокруг решения этой проблемы вырастает целая инфраструктура. Вот её ключевые особенности:
Картирование, то есть составление структурированной карты знаний для оперативной работы с ними. Работа со статистикой по статьям техподдержки. Если у всех клиентов возникает проблема, стоит её уже решить. Проблема 5: в инструкциях встречаются противоречия «Меня трудно найти и легко потерять» — это про уважение к вашей системе управления знаниями. Можно сколько угодно выстраивать коммуникации и кнутом и пряником загонять людей в эту тему. Но они быстро на неё забьют, если:
инструкции противоречат друг другу; они устарели; документов много и они не структурированы. На эту базу знаний невозможно опираться и, тем более, принимать решения!
И эта ситуация — не такая уж и редкость, на самом деле. Мы даже писали статью о том, почему так получается .
Инструменты для решения этой проблемы:
Картирование. Мы не случайно указываем его почти в каждой проблеме, это очень хороший инструмент. Каталогизация, хотя бы в виде списка. Непрерывное документирование, в том числе, рефакторинг и переосмысление старых статей. Интеграция и корпоративные решения (кстати, заходите к нам). Работа с контентом и людьми (без этого не обойтись). Подведем итоги Управление знаниями уместно, а порой необходимо, в любом проекте. Так бизнес уменьшает множество рисков:
ухода знаний вместе с ключевыми сотрудниками; медленной адаптации новичков; неэффективной техподдержки. По данным доклада с Infostart Event-2021 , эта самые частые риски, которые останавливают бизнес от внедрения хорошей базы знаний. Но с ростом компаний база знаний так или иначе появится — стихийно или нет. Поэтому не стоит тратить силы на перекройку существующей базы, лучше с нуля создавать понятную рабочую структуру.
В конечном итоге, knowledge management позволяет сократить издержки и повысить доходность, не влияя напрямую на продажи.