5 ключевых бизнес-проблем, которые решает управление знаниями

Статья написана по материалам доклада Игоря Цупко с Infostart Event-2021. Если интересно глубже погрузиться в эту тему, то очень советуем почитать прагматичный гайд.
Возможно, это и звучит довольно пафосно, но как вам такие цифры:
- предотвращение излишнего роста штата на 25% при росте клиентуры;
- рост удовлетворенности работой среди сотрудников на 30%;
- уменьшение обращений в техподдержку на 50%.
Данные взяты из доклада Анжелики Федько из Plesk
Вводить управление знаниями в компании стоит, когда в ней работают больше двух человек, то есть практически сразу. И уж точно без нее не обойтись, когда в штате 20 сотрудников.
В крупных компаниях так или иначе, есть база для управления знаниями. Она может появиться стихийно или под чутким управлением. И на каждом этапе возникают разные проблемы — о них мы и поговорим.
Проблема 1: незрелая экспертиза и управление знаниями
Суть проблемы не в том, что компания нанимает плохих экспертов. А в том, что среди них нет глубокого понимания деятельности компании в свете их экспертности. То есть:
- им страшно полностью доверять задачу (надо все контролировать и проверять);
- их страшно пускать на переговоры с клиентами;
- новички долго въезжают в основные процессы и задачи;
- сроки постоянно срываются, много правок, несмотря на точное ТЗ.
Все эти факторы как раз указывают на незрелость экспертизы. И это вовсе не значит, что надо срочно увольнять таких людей. Возможно, стоит помочь им связать их знания с общим направлением вашей деятельности. Какие практики в этом помогут: Создание профсообществ внутри компании. Например, связка специалистов, работающих над одной задачей: «продажник — маркетолог — разработчик — специалист техподдержки». Ну не может один человек делать всё-всё, даже если сначала он сам об этом просит. Как понять, что идет перегруз одного отдельно взятого эксперта: Просто представьте, что будет, если этот человек выгорит, заболеет, решит уволиться или... его переманят. Большая ошибка — оставлять его одного в этом непаханном поле, как ни крути, он — ключевой сотрудник. Как минимум, часть задач можно делегировать, а также сохранить прикладные знания на случай замены сотрудника. Кстати, мы уже рассказывали, как заранее подготовиться к увольнению сотрудника. Практики knowledge management: Помочь ему самому поделиться знаниями — сделать шаблоны или предложить ему падавана, у которого он будет наставником. При росте компании бывшие рядовые сотрудники становятся руководителями. Они впервые сталкиваются с онбордингом новых людей. Поэтому частенько можно услышать: «Вы кого набрали, они же не знают самых базовых вещей!» При этом, базовыми вещами могут называться нюансы внутренней коммуникации, работа с Битриксом или вообще особенности отрасли. Давайте приблизим проблему и выделим симптомы: Какие практики помогут сократить онбординг и адаптацию новичков: Важно! Всем этим не должен заниматься один HR, который нанял сотрудника. Это коллективная работа HR, руководителя и самого сотрудника. В IT изменения продукта могут происходить хоть каждый день. Разумеется, это увеличивает нагрузку на техподдержку клиентов. Но у них и так достаточно работы! Как понять, что проблема назрела: Вокруг решения этой проблемы вырастает целая инфраструктура. Вот её ключевые особенности: «Меня трудно найти и легко потерять» — это про уважение к вашей системе управления знаниями. Можно сколько угодно выстраивать коммуникации и кнутом и пряником загонять людей в эту тему. Но они быстро на неё забьют, если: На эту базу знаний невозможно опираться и, тем более, принимать решения! И эта ситуация — не такая уж и редкость, на самом деле. Мы даже писали статью о том, почему так получается. Инструменты для решения этой проблемы: Управление знаниями уместно, а порой необходимо, в любом проекте. Так бизнес уменьшает множество рисков: По данным доклада с Infostart Event-2021, эта самые частые риски, которые останавливают бизнес от внедрения хорошей базы знаний. Но с ростом компаний база знаний так или иначе появится — стихийно или нет. Поэтому не стоит тратить силы на перекройку существующей базы, лучше с нуля создавать понятную рабочую структуру. В конечном итоге, knowledge management позволяет сократить издержки и повысить доходность, не влияя напрямую на продажи.
Проблема 2: есть крепкие эксперты, но у них слишком много задач
Проблема 3: новички неприлично долго въезжают в тему
Проблема 4: управление знаниями и поддержка пользователей существуют отдельно друг от друга
Проблема 5: в инструкциях встречаются противоречия
Подведем итоги