редакции
В финансовой отрасли появился искусственный интеллект Валера — почему герой мемов и сюда добрался?

Каков рынок, таков и герой
Когда разработчики проверили последнюю строчку кода и подошло время релиза, мы задумались — а как назвать нового коллегу? У Тинькофф Банка — Олег, у Сбера — Джой и Афина... Откровенно говоря, имя Валера просто пришло нам в голову первым. Но потом мы поняли, что оно идеально соответствует текущему состоянию рынка.
Финансовая сфера всегда считалась одной из самых консервативных: деловой подход, «язык чиновников», много формальностей. Но в последние годы наблюдается противоположный тренд, доказывающий, что финансы — это вовсе не сложно и не скучно.
Аудитория банков меняется, растет доля активных пользователей интернета и соцсетей. У нас на «Выберу.ру» больше всего посетителей в возрасте от 25 до 34 лет, а зумеров, часть из которых уже вышла на финансовый рынок, порядка 10%. Если первые еще успели поучаствовать в распространении культуры интернет-мемов, то вторые уже выросли на ней.
На фоне этого прогрессивные бренды меняют стиль общения, показывая аудитории открытость и дружелюбность. И, конечно же, стараются удивить и запомниться. Это предполагает долю иногда не совсем здорового юмора. Сразу приходят на ум забавный ролик экосистемы Сбера про Жоржа Милославского, ежи МТС банка, всем известная вирусная кампания Альфа-Банка. Что за ИИ Валера, какой он и что делает на финансовом маркетплейсе? По характеру Валера — заводила, для него важна активная жизнь, требующая непрерывных действий. Он любит давать советы, участвовать во всех делах. Поэтому сопровождает пользователей «Выберу.ру» на каждом этапе оформления продуктов Благодаря ему люди видят продукты, которые точно им интересны и с максимальной вероятностью будут одобрены. Подробнее о том, что умеет ИИ Валера, можно почитать тут. Несмотря на озорной образ, Валера очень умный. Он создан на базе алгоритмов машинного обучения (логистическая регрессия, SVD) и нейросетевых алгоритмов обработки естественного языка (Т5, BERT). А теперь самая веселая часть статьи. Мы опросили коллег и знакомых и узнали, что свой Валера есть в каждом поколении. Первая волна успеха накрыла Валеру еще в офлайне. Пик популярности пришелся на 2010-й: на музыкальных фестивалях люди массово звали мифического Валеру, якобы он потерялся. Тогда же народ проникся и флешмоб вышел из-под контроля: толпы собирались на улицах Москвы и спрашивали у прохожих «Где же Валера?», появились «Клуб любителей звать Валеру», «Фонд поиска Валеры», а российская рок-группа посвятила этому феномену песню «Валера, ты где?». Сейчас бывшим фанатам потерявшегося Валеры должно быть около 40 лет, и это устойчивый и платежеспособный сегмент потребителей банковских услуг. Спустя год интернет взорвал мем из YouTube-сериала про Павлика и Денчика. Удивительно, что он покорил абсолютно все возрасты: практически каждый, кого мы спрашивали, первым делом говорил одну и ту же фразу. Хотя дело было больше 10 лет назад, в комментариях к видео люди переписываются до сих пор. "Валера, Валера, Любовь, надежда и вера..." — эта песня звучала из всех магнитофонов в 2014 году, а сейчас разошлась на мемы и танцы. Еще один тезка нашего ИИ стал любимцем интернета, но его принято с уважением называть исключительно полным именем: Мемам с Меладзе посвящают целые группы в соцсетях. Самые популярные из них — про винишко: Кажется, все Валеры очень особенные. Этот представитель имени знаменит не только многолетним творчеством, но и незабываемыми нарядами. Пару лет назад в Твиттере был популярен тред, в котором люди подбирали экстравагантным костюмам 70-летнего Валерия Леонтьева соответствующие интерьеры. Об этом есть пост на Пикабу. Оказалось, всем молодым родителям знаком желейный медведь Валера. У канала «Познаватель» более 18 млн подписчиков — это пример успешного детского контента на видеохостинге. При этом ролики там довольно «экспериментальные». А если вы по работе пишете тексты в интернете, то вам знаком вечно виноватый Валера из редакции канала «Паша и его прокрастинация». Персонажи по тегу #Валера встречаются в интернете на любой вкус и цвет, и даже самые молодые пользователи поддерживают традицию. В общем, Судя по всему, Валера знаком и привычен абсолютно всей нашей целевой аудитории, поэтому мы считаем, что не прогадали с названием. После анонса ИИ несколько пользователей даже написали нам в Telegram и пошутили про Валеру — это ли не успех в борьбе за внимание? Мы хотели показать, что и до финансовой отрасли наконец дошел юмор. Оформление кредита или ипотеки требует немалой ответственности, но напускная серьезность тут ни к чему. Ведь когда сервис надежный, пользоваться им выгодно и безопасно — можно и немного повеселиться.

Все эти банки представлены у нас на сайте, целевая аудитория та же — так что мы не побоялись быть неправильно понятыми. Идея назвать наш искусственный интеллект Валерой сразу же совпала с отраслевым трендом. С именем связано много забавных ассоциаций, как минимум пара мемов. Без сомнений, Валера, настало твое время!
Немного о Валере



Персонаж создавался с целью сделать коммуникацию с пользователями более личной и душевной. Я подумал, что он не должен обладать яркими чертами — так больше людей смогут соотнести себя с ним. Валера расслабленный, но серьезный — носит очки. К тому же исследования показывают, что большие глаза способствуют выработке окситоцина. Прическу я решил сделать немного взъерошенную, но современную.
Долго экспериментировали с одеждой: сначала он получался похожим то на клерка, то на «пацана». Решили убрать вообще любые черты одежды, чтобы он был похож на фасолину Ketnipz. Кстати, у него есть стикерпак, который мы любим использовать в переписке. Он очень точно отражает, как выглядят внутренние коммуникации в нашей командеКаждому поколению — свой Валера








