Герои нашего времени: Как не стоит себя вести, открывая стартап
Последние четыре года моей профессиональной деятельности были насыщены тесным общением с сотнями «новых гениев» — стартаперами. Обобщив опыт таких разговоров, предлагаю на суд общественности новый термин — «стартапинг».
Предприниматели делают бизнес, а стартаперы занимаются стартапингом. Про предпринимателей сказано многое, сейчас же интересно заострить внимание на сегменте стартаперов.
Стартаперы — люди, преодолевшие порог апатии и оторвавшиеся от диванов.
Но для победы над настоящими трудностями предпринимательского мира они недостаточно мотивированы. В силу отсутствия должной мотивации, стартаперы начинают игнорировать сложные области построения бизнеса, и, как бы, откладывают их на потом — когда найдется лояльный инвестор, или в полной мере будет сформирована команда, или найдется волшебный лоббист, продвигающий проект в сегмент B2G.
Путь стартапера пролегает параллельно пути предпринимателя, и они редко имеют точки пересечения. Основное отличие стартапера от предпринимателя — искаженное сознание, в рамках которого стартапер ориентируется не на рынок и потребителя, а на привлечение инвестора и получение всевозможных грантов и субсидий. Потенциальный потребитель стартаперу тоже интересен, но не в разрезе реальных продаж, а для увесистой диаграммы в презентации.
Стартапер не стоит на месте, он развивается. Если предприниматель осваивает области своей ниши и становится в ней экспертом, классический стартапер видоизменяет свое мировоззрение, не всегда при этом трансформируясь как профессионал и как личность. Я склонен выделять три стадии развития стартаперов.
Начинающий
Считает, что идея — самый ценный актив. И именно поэтому он ее не воплощает и практически никому о ней не говорит. Искренне любит свою идею. Обладает начальными навыками работы с PowerPoint, цитирует Джобса. Никогда не видел живого инвестора, но уверен, что любой из них ждет его идею для щедрых инвестиций. Идеология: «Мы наш, мы новый мир построим, только нужно привлечь немного средств». Сколько — точно не знает, но минимум миллион (все просят от миллиона). Считает, что стартап — это синоним ИТ-компании.
Опытный
Понял, что идея без реализации не ценится, но по-прежнему ее не воплощает — не хватает ресурсов, экспертов, времени (чаще всего работает по найму). Обильно использует слова «экзит», «пайплайн», «ебитда», «коммитмент». Цитирует Бренсона и Элона Маска. Мир менять не собирается, но хочет поживиться на продаже своей идеи. Уже встречался с несколькими инвесторами и уже начал понимать, что «мы свяжемся позже» означает мягкий отказ от инвестирования.
Бывалый
Прошел какой-то курс акселерации или школу бизнеса, так и не воплотив проект. Прочитал Кавасаки, сфотографировался с Бобом Дорфом. Аргументирует свою позицию лексикой Стива Бланка. Разочаровался в российской венчурной отрасли (так и не признался себе, что не смог обмануть капиталиста) и ориентируется на гранты и всевозможные субсидии. Ругается на РВК и надеется, что возьмут резидентом в Сколково. Лестно отзывается о ФРИИ — ведь все лестно отзываются о ФРИИ! Обижен на московскую власть — познакомился с Комисаровым, а того не стало. Проект свой не любит, но решил железно, что денег на нем «поднимет» — не терять же три года. Фрустрирован, подавлен, часто всё критикует, но менять ничего не собирается.
Что касается приверженности своей идее, здесь классификация стартаперов такая:
Преданные идее.
Прыгающие по идеям.
Реализующие идеи научных руководителей своих кафедр.
Преданные из года в год посещают мероприятия с одними и теми же презентациями, лишь незначительно корректируя в них выборочные слайды. Иногда дизайн. Самые продвинутые из них собрали кривой прототип, который не полностью работает, устарел внешне, и не до конца реализует основную функцию. Уже узнают друг друга в лицо, и формируют своеобразную тусовку. Тусовку с одной общей характеристикой — они практически не двигаются вперед без инвестора.
Прыгающие по идеям стартаперы встречаются часто, но они представляют наименьший интерес, так как наиболее далеки от успеха. А вот студенты, пытающиеся выстроить высокотехнологический стартап на базе патентов, принадлежащих кафедрам и научрукам, достойны отдельного рассмотрения.