7 универсальных сюжетов
Представляем вольный перевод статьи Ffion Lindsay.
Построение сюжета — сложная задача даже для опытных сценаристов. Кажется, что вариантов бесконечное количество. А что, если в основе всех историй лежит только 7 универсальных сюжетов? Если найденный однажды правильный сюжет, может раз за разом увлекать Ваших зрителей?
В книге "The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories" ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") Кристофер Букер объясняет, как наши самые любимые истории складываются только из 7 типов сюжетов. Он исследует длинную череду теорий, которые пытались объяснить - почему сторителлинг является таким универсальным и мощным средством коммуникации.
Здесь, я опишу для Вас эти основные 7 типов сюжетов. Конечно это не универсальный список, но попробуйте вспомнить о книге, фильме или пьесе, которые не соответствуют одному из этих сюжетов.
Преодоление монстра.
Что общего между фильмами Беовульф и Звездные войны: новая надежда? В обоих случаях, сюжет строится на борьбе главного героя с сильным злодеем или злой силой, которая угрожаем ему или его дому.
Часто кажется, что все обстоятельства против героев, и их шансы на победу не велики, но их смелость и находчивость помогают преодолеть все трудности и одержать победу.
См.: Давид и Голиаф, Звездные войны: новая надежда, Аватар.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.
- Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.
- Демонстрация того, как Вы, Ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.
Из грязи в князи.
Герой - скромный, возможно униженный, вдруг получает желаемое; деньги, власть, любовь, но вскоре вынужден расстаться с тем, что приобрёл, чтобы обрести снова, но уже через преодоление трудностей, в борьбе за своё счастье.
Обычно герой «откусывает больше, чем может съесть», не справляется со своим успехом, т.к. не готов ещё к нему. Он должен вырасти как личность и добиться желаемого сам.
См.: Золушка, Большие надежды, Волк с Уолл-стрит.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.
- Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.
- Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.
Путешествие и возвращение.
Главный герой попадает в незнакомое место, встречается с новыми персонажами и преодолевает трудности, пытаясь вернуться домой. Приобретённые в этом путешествии друзья и накопленная, благодаря преодолению препятствий — мудрость, позволяют ему найти путь домой.
Этот сюжет распространён в детской литературе, довольно часто можно увидеть рассказ, о том, как герой попадает в сказочную страну и путешествует по ней, участвуя в различных приключениях.
См.: Волшебник страны Оз, Алиса в Стране Чудес, О, где же ты, брат?
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о пользе открытости новому опыту.
- Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился.
- Демонстрация силы дружбы.
Приключение (Квест).
Герой отправляется на поиски конкретного приза, подвергаясь на своём пути различным искушениям и испытаниям. Чтобы достичь цели, он должен будет преодолеть все свои недостатки, возможно ему придётся столкнуться со своими страхами и прошлым.
Герой, чаще всего, сопровождается группой друзей, которые дополняют его своими навыками, поддерживают на пути и помогают достичь цели.
См.: Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега, Властелин колец: Братство кольца, Перси Джексон и похититель молний.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.
- Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.
- Демонстация силы командной работы.
Комедия.
Комедия — это беззаботная история, в центре которой часто бывает некая путаница, недопонимание, которые приводят к конфликту, но в конце все благополучно разрешается и возвращается на свои места.
См.: Гордость и предубеждение, Предложение, Чумовая пятница.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых.
- Обсуждение того, какой опыт получил Ваш герой в сложившейся сложной ситуации.
- Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.
Трагедия.
Главным героем выступает негативная или неприятная личность, часто злодей и нам рассказывается история его падения.
Иногда злодей начинает каяться, обычно к концу истории, но часто для него бывает слишком поздно. И он, в любом случае, погибает или оказывается побежденным. Падение отрицательного героя позволяет положительным участникам истории процветать.
См.: Дориан Грей, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Лицо со шрамом.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.
- Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.
- Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя.
Перерождение.
Главный герой — отрицательный персонаж, который, по ходу истории, осознаёт свои ошибки и искупает их.
Обычно, в сюжете появляется персонаж, который помогает отрицательному герою совершить переход к перерождению (возрождению) своей личности. Часто, таким побудительным фактором выступает любовный интерес героя к одному из персонажей или появление ребенка и привязанности героя к нему. Их задача показать герою его извращенное мировоззрение и открыть ему глаза на истинную суть вещей.
См.: Красавица и Чудовище, Гадкий Я, Рождественская история.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о поучительном опыте.
- Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.
- Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.
Недостаточно мрачный?
Все эти типы сюжетов имеют аналоги, в которых счастливый конец изменяется и история заканчивается мрачно. Исключение из этого — трагедия, концовка которой, по умолчанию, не подразумевается счастливой.
Конечно эти типы сюжетов, не истина в последней инстанции. Если у Вас есть идея, которая не соответствует этим типам сюжетов, или же сочетает несколько из них — здорово! Но, надеюсь, это краткое руководство помогло Вам выбрать тип сюжета, который лучше всего сможет раскрыть Ваш замысел и донести Ваше сообщение.
Автор Ffion Lindsay. Оригинал этой статьи.
Елизавета Викулова, моушн-дизайнер, сценарист, руководитель «Первой Студии Сторителлинга».
Подписывайтесь на нас в Facebook и YouTube, делитесь статьей с друзьями. Давайте вместе делать контент интересным и рекламу правильной!