Блокировка Telegram не мешает мне строить мечту
Здравствуйте, дорогие друзья! Где-то полгода назад я взялся за разработку игры на движке Telegram-бота. На создание постапокалиптического мира меня вдохновили вселенные Fallout, Mad Max и Wasteland. Сразу хочу оговорить момент - название Wasteland Wars не имеет ничего общего с игрой Wasteland, у которой уже как минимум есть 2 части.
Уже один раз я писал историю разработки своей survival MMORPG на движке Telegram-бота. Сегодня я бы хотел рассказать о том, что сейчас происходит с моим скромным творением, как оно живёт и что мы будем делать дальше.
Предлагаю логически разделить события на до блокировки Telegram и после, как в «Звёздных войнах» - до битвы при Явине и после соответственно.
До блокировки Telegram
Всё шло довольно неплохо. За три месяца активной работы с игроками нам удалось поднять суточный онлайн до 4000 человек. Вопреки всем прогнозам и советам не делать игру в 2018 году я понимаю, что сделал всё правильно. Мою игру собиралась купить одна студия, но условия мне не очень понравились. Я вижу немного другое развитие для Wasteland Wars.
Работа с разными интернет-площадками, сообществами и рейтингами, можно сказать, сделала своё дело. Я понял, что игрокам нравится, что стоит поправить, а что вовсе снести и забыть как страшный сон.
Основной проблемой всё-таки были лаги на сервере. В чатах игры я видел жалобы на нестабильную работу - человек отправляет тот или иной запрос (вход в рейд, удары, путешествие) и у него сам процесс зависает. Весь этот негатив меня подстёгивал изнутри к логическому решению - найти более производительный сервер и разместить своего бота там.
Пока мы вели работы по переносу и оптимизации, мы забыли, что такое сон. Мы старались перенести игру на высокопроизводительный сервер и успеть в срок. На самом деле, сроков никаких нет. Просто я привык делать что-либо качественно. Нельзя сделать некачественно, когда в твою игру за сутки заходят 4000 человек. Ведь их цель - хорошо провести время. Моя цель - обеспечить людям эту возможность. Когда мы осуществили перенос, мы принялись тестировать. Игроки, которые остались несмотря на косяки на начальных этапах игры с Wasteland Wars, нам очень помогли. После трёх недель тестирования мы поняли, что новый сервер справляется с нагрузкой. Бинго.
Вот такие забавные скриншоты я нахожу в поисковиках, когда хочу посмотреть, что думают о моей игре. Помню, как сам прописывал эти реплики, мониторил огромное количество пабликов, придумывал реплики с нуля. Разработка, всё-таки, не менее крутой квест.
Понимаю проблемы игроков, с которыми они сталкивались. Понимаю ребят, которые заплатили за определённые фишки, хотят с этими фишками броситься в рейд, новую локацию, а бот повис. Так как я играю в игры лет с 8, а занимаюсь разработкой игр с 12 лет, то к негативу я отношусь спокойно. Главное, понять причину этого негатива, профиксить/искоренить и обеспечить стабильную работу. На словах это очень просто звучит, на деле - часы правок кода и работа с API.
Мне проще заплатить больше за стабильную работу сервера, чем я потеряю людей, которым нравится игра. И дело здесь как раз-таки не в деньгах и не в донатах. Как я уже говорил, я делаю игру своей мечты, и пока в неё будут с удовольствием играть — я буду с удовольствием её развивать.
День Икс
В один прекрасный понедельник соцсети и Telegram подняли нас «предупредительной сиреной» о старте блокировки со стороны Роскомнадзора. Чтобы сейчас не спадала драматичность ситуации, я скажу - этот день мы запомним надолго! И пауза с воодушевлённым взглядом.
В тот день мы решили обезопасить игроков. Мы создали группу ВК, в которой люди могли бы общаться так же, как в тех же чатах Telegram. Несмотря на блокировку, игроки находили прокси-сервера, кто-то включал VPN и играл уже на новом сервере. Так случилось, что тест нового сервера выпал на дни блокировки.
Сейчас нет смысла говорить о том, что мы героически преодолевали последствия блокировки, обвиняя Роскомнадзор. Нет, нам даже дела не было до их действий. Ведь кто захочет играть, найдёт способ обойти блокировку. Само событие, конечно, доставило нам неудобства, но с другой стороны я нашёл несколько решений.
Одним из таких решений стал перевод игры на английский язык и выход на европейский рынок. Игру мне переводил один игрок, который согласился мне помочь. Я был в шоке - перевести чёрт знает сколько строчек за так? В любом случае, у парня теперь появилось неплохое портфолио в переводах. Так что с переводом и адаптацией проблем не возникло и не будет возникать.
Пока мы не доведём до ума процесс игры как для русскоязычной аудитории, так и для зарубежной, то речи ни о какой экспансии быть не может. Знаю два примера игр на движке ботов Telegram, которые просто взяли и разграничили аудитории. Это значит, что европейская аудитория получила то, что недоступно российской. Последняя вроде как начала из тех проектов сливаться. А я так не хочу.
Из-за слишком стремительного развития ситуации с момента вынесения вердикта по иску РКН, мне пришлось параллельно с разработкой глобального обновления 2.0 в сжатые сроки активно дописывать API серверной части игры для возможности создания альтернативных игровых клиентов, не привязанных к Telegram. Игра никуда не уйдёт из телеграма, а альтернативные клиенты будут представлять из себя лишь элементарный интерфейс для связи с общим сервером и базой игры. Благо, что блокировка для Telegram закончилась не так, как для LinkedIn.
После блокировки
Telegram всё еще работает и регулярно выпускает обновления настроек для поддержания работоспособности. Это уже большой успех. Тем не менее, у существенной части игроков продолжают наблюдаться сложности с подключением к серверам мессенджера, у многих не работают конкретные элементы - отправка и загрузка файлов, голосовые вызовы, или же периодически сильно тормозит обмен сообщениями. Проект я успел перенести на зарубежные сервера до начала затягивания гаек, поэтому непосредственно на работе бота блокировка адресов никак не сказалась. С момента блокировки средний суточный онлайн игры упал приблизительно на 20-25%, что, конечно, очень неприятно, но всё же это число гораздо меньше, чем я себе представлял.
Стоит признать, что Telegram работает и регулярно выпускает обновления настроек для поддержания работоспособности. Конечно, есть и ещё одна проблема. Telegram упал и был недоступен 10 часов. Это достаточно неприятно. Поэтому в тот момент зайти и поиграть в ту же Wasteland Wars было невозможно. Такие технические сбои негативно сказываются на восприятии проектов аудиторией.
В ближайшее время игроков ожидают сразу несколько больших сюрпризов. Сначала задержавшаяся версия 2.0, в которой реализован вагон масштабных нововведений с игровыми механиками и огромной работой, проделанной над оптимизацией баланса игры. А весьма скоро после этого - релиз альтернативных клиентов игры на другие платформы. Поэтому не стоит переживать за проект на почве блокировок - он не только переживёт эти сложности, но еще и развивается сейчас огромными шагами.
Действительно, о чём они только думали.
6 мая 2018 года я-таки выпустил обновление 2.0. На сегодняшний день игра стала ещё более совершенной, чем в первые полгода её существования. В этом есть огромная заслуга игроков! Спасибо вам огромное за то, что своевременно и конструктивно сообщаете о проблемах!
По сути, для Wasteland Wars блокировка Telegram дала толчок к развитию, выходу зарубеж и переходу на новые платформы. Возможно, я чересчур забочусь и идеализирую проект. Однако мне не всё равно, во что играют люди и что они при этом чувствуют.