"Город Грехов" или Как мы боролись с Минусинском
Все началось с того, что отечественный поисковик решил улучшить качество выдачи. Идея заключалась в том, чтобы вытеснить из топа ресурсы, находящиеся там исключительно благодаря спамным сео-ссылкам, занимая места, которые могли занять более качественные сайты.
Почему появилась такая проблема? Как написано в блоге самого Яндекса, проблема в том, что сегмент коммерческого ссылочного ранжирования уже не работает так, как это было когда-то задумано. Большое количество и спамность покупных ссылок исказили релевантность ресурсов. При этом качество самих сайтов нисколько не улучшалось с ростом количества ссылок.
По мнению специалистов из поисковой системы, отключение ссылочного ранжирования заставит вебмастеров сосредоточиться над улучшением ресурса вместо покупки ссылок.
Объявления об отключении ссылочного ранжирования появились еще в 2013 году, а уже в марте 2014 Яндекс начал отключать его по коммерческим запросам в Москве.
Альтернативный взгляд на причины появления Минусинска
PR-акции об отключении ссылочного ранжирования не принесли нужного эффекта, поэтому большинство специалистов и студий по инерции продолжили «уповать» на ссылки. Яндекс видел выход только в показательных карательных мерах (пессимизации сайта в поиске).
Коммерция, куда же без нее. Конкуренция за кошелек клиента ссылочных агрегаторов. Тут все просто: алгоритм заточен на сайты, которые хорошо ранжируются в топ 10 по высоко- и среднечастотным запросам в конкурентной тематике и продвигались ссылочными агрегаторами. После пессимизации таких сайтов в Яндексе, единственной альтернативой для их владельцев остается Яндекс.Директ.
Улучшение качества индекса/ краулинга: Попытка заставить вебмастеров не пользоваться ссылкопомойками и агрегаторами, так как те плодят огромное количество спамного контента, который попадает в индекс ПС и замедляет ее работу.
Первые звоночки Минусинска
Этот алгоритм был запущен 15.05.15 и, как и все алгоритмы, был назван в честь одного из городов России.
О нашей жертве:
- Крупный интернет-магазин автозапчастей, один из лидеров нашего города.
- 7-летний домен
- Трафик из поисковых систем около 2300 посетителей в сутки.
- По ВЧ сайт в топ-5 в Яндексе.
- ТИЦ до Минусинска был около 650 (сейчас 80), немалый % естественных ссылок (из социальных сетей, с форумов, сайтов-партнёров).
- Cсылки покупались в 2014-2015 годах через сервис ggl (безакнорные коммерческие и некоммерческие) по 1-2 ссылки в месяц, причем далеко не каждый. Всего сайт насчитывал около 350 000 ссылок (сейчас всего 4 654).
Письмо об ограничениях в ранжировании сайтов пришло в Вебмастер 15.04.2015, практически за месяц до запуска алгоритма:
SEO-специалист Сергей: «Я не сразу понял, как реагировать. В письме не было информации, о каком сайте идет речь (в аккаунте на тот момент было более 100 сайтов). Изучив информацию о новом алгоритме, я решил проверить все ссылки, купленные в GGL, и примерно за месяц удалил у каждого сайта четверть коммерческих анкоров.
На следующий месяц, уже при запущенном Минусинске, ничего не произошло. Но у меня остались подозрения по поводу сайта автозапчастей. Я провел беглый анализ внешних ссылок и нашел ссылки, характерные для агрегаторов, размещенные еще в 2011-2012 году, до начала работы с нами».
Начало действия Минусинска
В Апдейт 30.05.15 сайт полностью потерял видимость по коммерческим запросам (все позиции падают ниже 30). Но, в отличие от фильтра за накрутку поведенческих факторов, сайт находится на первой строчке по витальным запросам (название компании).
На скриншоте видно падение позиций с мая по октябрь:
В то же время в Google все хорошо:
После нескольких апдейтов, тестирования сайта, поиска новых багов CMS и ошибок индексации мы написали письмо Платону Щукину с вопросами: Из-за чего позиции сайта понизились? (с примерами ключевых слов) и Связанно ли это падение с входящими ссылками на сайт?
Его ответ, признаться, немного нас запутал!
После нескольких месяцев работы над сайтом, которые абсолютно не повлияли на его ранжирование (он упорно не хотел быть в топе даже по НЧ коммерческим запросам), было отправлено еще одно письмо Платонам с кратким содержанием: «Почему сайт не ранжируется?». И, наконец, в их ответе было написано, что всему виной ссылки!
Странно, что проблему исходящих ссылок признали не с первого раза. Возможно, новый алгоритм был еще не до конца «обкатан» техподдержкой.
Основные симптомы Минусинска
После обновления сервиса webmaster.yandex в разделе «Диагностика сайта/фатальные» отображается информация о санкциях по отношению к сайту. Наконец-то Яндекс откровенно вам сообщает, что вы «вляпались».
Если нет доступа к вебмастеру, наличие Минусинска на сайте можно проверить сервисом Xtool.
Сайт ранжируется в поиске по коммерческим запросам на 25/30 позиции, а по витальным запросам в топ-1.
Снятие Минусинска
В блоге Яндекса написано, что для снятия фильтра необходимо избавиться от всех сео-ссылок (на самом деле, от большей части, а не от всех). Но полное и резкое снятие ссылок может грозить потерей позиций в Google, так как он более лоялен и чувствителен к сео-ссылкам и изменению их количества.
На нашем примере сайт лучше ранжировался в Google, чем в Яндекс (до и после Минусинска). Поэтому вероятность потерять трафик окончательно была очень высока.
На скриншот трафика из аналитики красным отмечено начало и конец действия Минусинска, видно падение трафика из Яндекса:
Трафик шел с Яндекса только благодаря известности компании и, следовательно, большому количеству витальных запросов, а также некоторых информационных (на сайте есть справочник по ремонту).
Скриншот ниже наглядно показывает, что удаление ссылок практически не повлияло на ранжирование по ВЧ запросам в Google, как и на трафик:
Можно сделать вывод, что google просто проигнорировал определенное количество спамных ссылок, которых хватило на то, чтобы яндекс пессимизировал сайт.
SEO-специалист Сергей: «В основном пришлось удалять ссылки из сервиса Rookee. В первую очередь, удалил все ссылки, которые были не проиндексированы гуглом, чтобы уменьшить воздействие на этот поисковик.
Далее убрал сайты с другими доменными зонами (отличными от .ru) с поддоменами и сайты, попавшие под АГС.
В следующие месяцы удалял остальные ссылки возрастающим количеством. В первый месяц 50 ссылок в индексе Гугла, во второй – 100 и т.д. При этом внимательно следил за его реакцией.
В последние месяцы (апрель/март), не заметив изменений позиций в Гугл, удалил почти все оставшиеся ссылки. Оставил лишь несколько контекстных ссылок с тематических площадок».
Параллельно велась переписка с тех.поддержкой Яндекса. Но это, возможно, было не совсем верно: Платоны находили и отправляли примеры спамных ссылок и этим, вероятно, тормозили процесс автоматического отключения пессимизации сайта. И если сам алгоритм перестает накладывать ограничения на сайт при определенном проценте спамных ссылок от общего числа, то вручную спамную ссылку еще можно было найти.
В апдейт 16.05.16 сайт вернулся на прежние позиции в Яндексе.
Выводы
Больше всего этому алгоритму подвержены старые сайты, продвигающиеся не первый год. Появление такого инструмента заставило многих специалистов пересмотреть свои привычные методы продвижения.
Что касается бирж по продаже ссылок, они перестроились под новые реалии. Большая часть теперь удаляет ссылки за деньги. В самых популярных сервисах появились новые предупреждения и рекомендации к использованию. Но, по нашему мнению, поисковики давно уже спарсили все площадки, участвующие в популярных сервисах по продаже ссылок, и не считают их полноценными, если с этих ссылок нет целевого трафика.