Когда стоит задуматься о франшизе. Кейс компании «Таежные сладости»
Готовы к масштабированию
Начнем с главного - когда стоит задумываться о франшизе? Минимум через год после открытия компании. За это время к вам придет понимание, куда двигается ваш бизнес, можно будет проанализировать статистику и динамику роста.
Планировать франшизу раньше опасно. На начальном этапе сложно понять, как будет развиваться и расти компания и с какими сложностями столкнется.
Один из пунктов, который пугает начинающего франчайзора - это отказ будущих франчайзи от сотрудничества. Проще говоря, это страх за то, что у вас своруют идею, название, что-то еще. Для этого нужно предусмотреть следующие шаги, которые минимизируют эти страхи:
- Производство уникального продукта и поставка его франчайзи;
- Автоматизация бизнес-процессов и предоставление доступа франчайзи;
- Федеральное продвижение и предоставление вашим франчайзи «лидов»;
- Также стоит зарегистрировать торговую марку.
Торговая марка – это словесное, изобразительное, либо комбинированное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП. Правообладатель торговой марки имеет право запрещать другим лицам ее использование.
Возможные риски при организации франшизы без регистрации торговой марки:
- Бывшие партнеры могут продолжать деятельность под вашим названием;
- Вы не сможете доказать, что бренд принадлежит вам;
- Репутационные издержки лягут на вас.
После того, как вы подали документы на регистрацию торговой марки в Роспатент, право так называться закрепляется только за вами. Соответственно, если вдруг кто-то появляется на рынке с таким же называнием, вы можете смело подать в суд. Сама торговая марка регистрируется около года, но как только у вас появляется первый документ о том, что вы подали заявку на регистрацию в Роспатенте – вы уже являетесь обладателем этой торговой марки.
Оцениваем бизнес-модель
Перед тем, как упаковывать свой бизнес во франшизу, нужно понять, насколько это будет выгодно. Для этого нужно разработать бизнес-модель не только для франшизы, но и для вас, как для франчайзора. Понять, сколько вы будете зарабатывать, сколько нужно вначале вложить во франшизу, сколько придется потратить в процессе на сопровождение франчайзи. Если сложив бизнес-модель вы поняли, что получившаяся сумма вас устраивает - можно начать работу.
Рассмотрим пример компании «Таежные сладости». 11 месяцев назад перед проектом встала задача запустить собственную франчайзинговую сеть стойки с натуральной продукцией с оборотом за первый год 3 миллиона рублей.
Компания позиционирует себя как единый бренд, который объединил в себе лучшие сибирские сладости. Бренд охватил сразу три растущих рынка: кондитерские изделия, необычные подарки и натуральные продукты.
Для потенциальных партнеров разработали несколько вариантов сотрудничества.
1.«Хочу попробовать». Формат предполагает заказ пробного товара по ценам для партнеров, инструкции к продажам и поддержка менеджера. Вложения в такой формат минимальные – около пяти тысяч рублей.
2.Для тех, кто хочет начать бизнес и ищет вариант с минимальными инвестициями, продумали второй формат. Он предполагает покупку фирменной стойки, на которой удобно расположить товар. При инвестициях в тридцать тысяч рублей, партнер получает стойку, товар, поддержку менеджера, статистику топовых товаров и аналитику продаваемых брендов.
3. Самый масштабный формат франшизы предполагает вложить в нее от 100 до 250 тысяч рублей. На этом этапе партнеру помимо прочих опций помогут с продвижением и организуют бесплатную доставку товара.
Франшизу компании «Таежные сладости» разместили 11 месяцев назад на крупных порталах: TopFranchise.ru, БИБОСС и Franch.biz. На сегодняшний день компания получает 136 заявок в месяц на покупку франшизы и имеет представительства 31 представительство. В планах – до конца 2017 года открыть еще 100 торговых точек.
На чем может заработать франчайзор:
- Паушальный взнос – это сумма, которая платится в начале, при передаче основных документом и прав.
- Роялти – это ежемесячные выплаты, которые платит франчайзи, за определенные, указанные в договоре услуги. Это может быть предоставление названия, какое-то сопровождение.
- Обучение, например, раз в квартал или раз в полгода.
- Маркетинговое сопровождение, когда франчайзи платит вам маркетинговые взносы, а вы полностью реализуете федеральную поддержку.
Формат франчайзинга – возможность для небольшой компании составить конкуренцию более крупным предприятиям. При этом вы направляете силы на то, чтобы улучшить свой продукт локально, при этом все улучшения доходят до партнеров. Такая модель позволяет масштабировать свой бизнес до десятков, а то и сотен единиц. Если предусмотреть все подводные камни на берегу, франчайзинг становится эффективным инструментом с минимальным количеством рисков.