Честный копирайтинг. Возможно ли это?
Сейчас, осенью 2015 года, когда чуть ли не 20% россиян перманентно сидят без дела в результате серии сокращений и банкротств, все большее число людей стремится найти удаленную работу любого типа. Вебдизайнеры, верстальщики, специалисты по холодным звонкам, копирайтеры и иже с ними растут и расцветают как лютики на пастбище. Число зарегистрированных на биржах фриланса растет в геометрической прогрессии как и количество получаемого миллионами адресатов спама с предложениями “помочь выйти на первые позиции в поиске”, “исправить ошибки на сайте”, “научить”, “показать”, “изменить” и т. д.
К каким же результатам приводит рынок такое увеличение предложения? К весьма противоречивым. С одной стороны, резко падает цена работы. Что в общем-то играет на руку заказчику. Если еще 2-3 года назад средняя стоимость тысячи символов колебалась где-то на уровне 200-300 рублей, то сейчас несложно найти “специалиста”, готового работать и за 50-100 рублей.
С другой стороны, все, увы, не так радужно. Если среди моих читателей есть те, кто в последние месяцы был вынужден искать для своего проекта подходящего копирайтера, он прекрасно понимает, о чем я говорю. Уровень специалистов упал, как минимум во столько же раз, во сколько рухнули цены. Сложно даже приблизительно сказать, какое количество в принципе неплохих сайтов наполнены неинтересным, шаблонным, ворованным и просто неграмотным контентом. Почему это происходит? Потому что копирайтинг перестал быть честным. Вот что я имею в виду:
Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак
Вам часто приходило в голову запросить у кандидата его школьный аттестат или диплом о высшем образовании? Лично у меня за все годы работы эти документы не запрашивали ни разу. Причем этим не интересуются ни руководители предприятий совсем маленького формата ни HR-службы крупных компаний.
Дорогие заказчики, поймите: человек с твердой “тройкой” по русскому и литературе, человек, который не любит читать, человек, который не интересуется получением новых знаний, не сможет написать для вас что-либо сложнее текста для объявления, которое можно повесить на дверь подъезда в надежде, что "картинка яркая, все равно читать не будут".
Опыт не пропьешь
Работа с новичком часто бывает по-своему привлекательной. Вы можете обучить его “с нуля”, можете заставить подстроиться под себя и т. д. Есть только одна проблема. Вы - не автор. Вы вероятнее всего бизнесмен, которому (по крайней мере в теории) нужен результат. Так чему именно вы будете учить новенького? Тому, как правильно писать тексты? Или тому, как преданно смотреть вам в глаза и восхищаться каждой гениальностью, которую вы произносите? Если первое, наймите человека либо с опытом либо с очевидным подтвержденным талантом. Если второе, значит, Вы очень богаты, чему я просто не могу не радоваться.
Критика - яд для слабых, лекарство для сильных
Если копирайтер где-то (на сайте, на листовке, на стене) видит то, что кажется ему полной чушью, у него есть выбор. Он может сказать вам об этом, а может улыбнуться и промолчать. Первое будет реакцией честного человека, второе - опытного. Чем меньше внимания вы обращаете на комментарии человека, котором в общем-то за эти комментарии платят, тем реже он станет их выдавать и тем больше ошибок вы допустите. Дорогие заказчики, даже самый насмешливый отзыв может стать для вас оскорблением самых светлых чувств, а может - бесплатным способом улучшить ситуацию, поднять уровень продаж и т. д. Восприятие зависит только от вас.
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать
Цена работы - всегда болезненный вопрос. Я не призываю вас платить много - далеко не всегда дорогой специалист равен хорошему. Но подумайте: если стоимость работы такова, что, затратив 3-4 дня на ваш проект, специалист заработает себе разве что на “горбуху хлеба от краюхи мудреца”, не вызывает ли он у вас обоснованных подозрений? Конечно, считается, что писать голодным гораздо эффективнее, чем на полный желудок, но ведь не несколько же дней подряд!
У матросов нет вопросов
Сколько времени ушло у вас на то, чтобы хотя бы немного начать разбираться в новом для вас бизнесе? Неделя? Месяц? Несколько месяцев? И как вы считаете: сможет ли даже самый профессиональный профессионал освоить его за несколько минут, не задав ни одного вопроса? Людей, которые после двух минут общения, не прислав вам бриф и не уточнив ни одной детали, клянутся выполнить работу, стоит либо бояться либо назначать в топ-менеджмент компаний нефтегазового сектора. Они еще не там? Значит, остается только один вариант.
Подытоживая, скажу следующее, обращаясь на этот раз к коллегам, а не к заказчикам. Считается, что рост конкуренции неизбежно порождает падение среднего уровня квалификации. Но не легче ли честно признаться себе в том, что что-то получается у нас не очень? Ведь признав наличие проблемы, можно сесть, как в старые добрые времена, за учебник и “подтянуть” свои знания и навыки. И стратегически это потребует от нас гораздо меньше усилий, чем тысячи попыток обмануть доверие заказчиков. Оставайтесь с нами, следующий пост будет более практичным - я постараюсь максимально широко охватить тему продающих заголовков для любых видов рекламы.