Подумаем об идеальной площадке для фрилансеров вместе
И куда бедному фрилансеру податься?
Биржа.
С неё начинают все. Ну, или почти все. Даже снобы, которые сейчас презрительно посматривают на свою альма матер.
Чем хороши биржи фриланса:
- Быстро сбивают розовые очки.
- Дают навыки самопрезентации (себя не похвалишь, не продашь).
- Учат правилу: «клиент всегда прав», даже когда он не прав.
- Начинаешь внимательно читать ТЗ и с полуслова понимать заказчика. А кому нужны бесконечные доработки?
- Есть возможность собрать материалы для портфолио.
Чем плохи биржи:
- Заточены под заказчика.
- Арбитраж в случае споров, как правило, встает на сторону клиентов, несущих золотые яйца в корзину владельцев.
- Жуткий демпинг – следствие большой конкуренции.
- Тратишь уйму времени на поиск заказов вместо того, чтобы работать и зарабатывать.
- Задания однотипны и интересны только поисковым роботам.
- Самооценка со временем прячется под плинтус.
- Высокий %, который биржи собирают с твоей потом и кровью политой грядки.
- Нужно платить, если хочешь хоть немного отстроиться от дышащих в затылок конкурентов.
Можно пойти другим путем?
Можно:
- Доски объявлений. Те же яйца – вид сбоку. Плюс – меньший процент, минус – добавляется риск быть обманутым, если не заказываешь безопасную сделку.
- Серфинг в группах фриланса. Хочешь кучу мусора в своей новостной ленте – тогда сюда. Если мониторить группы круглосуточно, может повезти. А может и нет. Демпинг исполнителей и расчетливость заказчиков никто не отменял.
- Самостоятельное плавание в поисках работодателей. Что называется, со свиным рылом да в калашный ряд. В агентствах, на сайтах, в крупном бизнесе штат, как правило, укомплектован. Команда собрана и обучена. Ты со своим УКП вряд ли кого-то сходу заинтересуешь. Хотя бывают сказки со счастливым концом. Стоит стиснуть зубы и долбить в непробиваемую дверь. Пока не надоест.
Маркетплейс
Относительно новый формат отношений между заказчиком и исполнителем. Успешно развивается за границей. И потихоньку укореняется на родимой почве. Строится по принципу: «Нужны деньги – продай талант». Главная разница в том, что не ты бьешься за заказчика, а заказчик ищет исполнителя. Этакая витрина, где выставлены услуги, которые фрилансер предлагает клиенту.
Плюсы:
- Сам определяешь, какой тип заданий готов выполнить.
- Сам назначаешь цену, которую считаешь адекватной.
- Сроки выполнения тоже определяешь сам.
- Можно предложить доп. услуги за отдельную плату. И никто не попросит даром найти и обработать фоточку к посту, вписать кривые ключи или самому разместить красоту на сайте работодателя.
- Сильно экономит время, а оно порой – дороже денег.
- Тобой нельзя манипулировать. Хочешь, берешь клиента. Не нравится – пусть походит по базару…
- Легче самореализоваться на новой площадке. Пока гуру от фриланса будут выжидать, не провалится ли с треском этот формат.
Минусы, куда же без них:
- Нельзя закинуть удочку и ждать, когда клюнет.
- Постоянно нужно отслеживать конкурентов и формировать интересные и выгодные для заказчика предложения.
- Какой-то процент все равно придется отстегивать, пусть и не такой конский, как на биржах. Бесплатный сыр давно отменили.
А давайте подумаем об идеальном месте встречи фрилансеров и заказчиков. Присмотритесь к современным тенденциям маркетплейса.
При каких условиях вы бы стали работать или делать заказы?
Как отсечь демперов и сформировать пул качественных исполнителей?
Кто, сколько и за что должен платить?
Есть идеи? Предлагайте варианты решений.