Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 361 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кому доверить SMM? Часть вторая. Фрилансер против агентства

Продолжаем "женить" бизнес и социальные сети. Стоит ли давать второй шанс фрилансеру, если один раз у него уже отключали свет? Как сотрудники в агентствах обманывают свое начальство и клиентов? И многое другое...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В первой части мы рассмотрели плюсы и минусы основателя и сотрудника в штате в роли смм-менеджера. Герои сегодняшнего дня - фрилансеры и смм-агенства, или как сейчас модно - студии.

Важная ремарка. Идеального кандидата не существует, каждый из рассматриваемых вариантов имеет свои плюсы и минусы. Для разных проектов вполне нормально выбирать разные варианты решений вопроса ведения и продвижения соцсетей.

Итак, встречайте Человека-Фрилансера!

b_572b7c31403a6.jpg

Фрилансеров нельзя обобщать, работая с ними вы можете пять раз подряд нарваться на жулика, на шестой же найти идеального кандидата: понимающего, честного и пунктуального. Или нет.

Работая с фрилансерами нужно соблюдать правила. Это как с гигиеной: зубы можете не чистить, просто копите сразу на новую челюсть. Перечислю вкратце, ибо это тема другой статьи (вообще они на картинке выше, но нужно разжевать, простите за еще одну метафору с зубами).

  • Без предоплаты с вами будут работать только новички и дурачки. Первые легко накосячат, пропадут и побегут делать новый профиль, вторые и даром не нужны.
  • Нет кейсов - нет мультиков. Есть кейсы - внимательно спросите, что ИМЕННО кандидат там делал, требуйте ссылки, чтобы связаться с заказчиками. Для вас важны только релевантные проекту кейсы.
  • Обязательно общайтесь голосом по скайпу - сразу исключите школоту. Идеально - требуйте видео. У вас дорогой проект, а у фрилансера нет вебкамеры - ищите следующего фрилансера.
  • Номер мобильного менять гемморно. Если у фрилансера "внезапно" выключили электричество или умерла бабушка, пусть будет добр отчитаться об этом по сотовой связи. Поставьте это условие обязательным.
  • Если у фрилансера умерла бабушка при выполнении вашего проекта, то она у него умрет снова. Вы не думайте, я бабушек люблю и не сторонник идиотских метафор, но отмазка с внезапной кончиной весьма популярна.
  • Следующий пункт. Для первой работы с фрилансером всегда пользуйтесь функционалом "безопасных" сделок, когда средства замораживаются на счете посредника, обычно биржи фриланс-услуг.
  • Дальше. Обязательно разбейте работу на кучу пунктов и оплату ставьте только за каждый выполненный им и принятый вами пункт. Например, если кандидат обязуется оформить и наполнить контентом страницы в соцсетях, то:

Пункт первый. Создать страницу на фейсбуке, брендировать ее (аватарка, обложка), добавить описание, время работы... Сдать вам работу.

Пункт второй. Создать 10 публикаций на темы:... Сдать вам работу.

Пункт третий. Создать страницу в твиттере... Сдать вам работу.

И так далее.

Теперь про качество фрилансеров на темы SMM - все не очень хорошо. Большинство однозначно занимается накрутками оферов, что грозит вам санкциями со стороны соцсетей. Ну и оферы у вас ничего не купят, конечно. Как это избежать? Знать белые и черные методы продвижения хотя бы в теории. Например, если кандидат говорит, что у него миллион аккаунтов с тысячью друзей у каждого и он просто пригласит всех друзей в вашу группу, то знайте - что он жулик и, только если вам повезет, ваши группы не забанят. Хотя вряд ли. Белые методы - это рекламные инструменты, которые предлагают сами социальные сети и некоторые активности. Обязательно интересуйтесь, как он планирует достигнуть требуемые kpi. Скриншоты из рекламного кабинета или доступ к нему (вконтакте и фейсбуке настроить несложно) для подтверждения статистики и трат таргетинговой рекламы. Не думайте, что это для того, чтобы сломить дух или замучить человека, просто работа с фрилансерами сопряжена с высоким риском.

SMM-студии/агентства/рекламные компании/маркетинговые фирмы

Начнем с минусов. Таких компаний много, у каждой своя специфика, у многих красивая "витрина", пафос, награды, клиенты, но что за ними скрывается знает далеко не каждый.

Награды и клиенты могут быть выдуманы или "раздуты" - новый сеошник веб-студии работал охранником у Нестле - отличный повод добавить эту корпорацию в "любимые клиенты" и так далее.

Снаружи вы не можете знать насколько загружены и когда последний раз получали зарплату сотрудники. В условиях кризиса на рынке, а он затронул эту группу основательно, компании могут внезапно закрываться, пропадать, оскорбленные сммщими могут пропадать оттуда с доступами, конфиденциальной информацией и бюджетами, а отмазки "сделаем вот-вот" ничего не стоят. Судиться же - долго, дорого и без определенного бекграунда в виде правильно (!) составленных документов сложно.

Следующий минус актуален для веб-студий с "полным циклом" - создание сайтов, копирайтинг, поисковая оптимизация, контекстная реклама, настройка crm, администрирование и так далее. В таких компаниях сммщик может совмещать пару должностей, например, дополнительно занимается копирайтингом, что негативно сказывается на каждой обязанности.

Следующая ситуация. СММщик в компании один, и его непосредственное начальство слабо ориентируется в дебрях соцсетей, поэтому нормального контроля нет. Как следствие, не он негодяй, а клиенты все подряд плохие.

Сотрудник в такой компании может просто быть ленивым, ему лень выехать к клиенту с фотоаппаратом, изучить его бизнес, пообщаться с целевой аудиторией, вообще заниматься налаживанием канала коммуникации между вами и вашими покупателями. Такой сммщик максимум что делает - с помощью определенных сервисов находит популярные публикации хоть как-то релевантные с вашей тематикой и нагоняет оферов в группу. Повторюсь, причина - либо разгильдяйство, либо недостаточная квалификация его непосредственного начальства. По факту вы можете получить фрилансера по цене агенства.

Если говорить про ценовую политику, то для регионов средние цены за работу это 10-20 тысяч рублей в месяц, для столицы - 35 и выше. Все зависит от сложности проекта и целей, которые вы поставите перед подрядчиком. И не забудьте прибавить на рекламный бюджет.

Главные плюсы работы с грамотной студией/агентством - наличие большого количества кейсов, гарантии выполнения работ (при условии вашей юридической грамотности), стоимость услуг обычно ниже чем при наёме сотрудника в штат на фултайм.

Также, если компания занимается только SMM, то у нее в идеале должно быть четкое понимание, как организована работа с соцсетями для каждого вида бизнеса в каждой сфере. Такие компании мониторят соцсети/блогосферу/форумы на негатив, умеют с ним работать. В штате обычно и дизайнер и маркетолог и человек, который делает классное видео и фотографии.

Вывод

Идеального решения, кого выбирать под ваш проект нет, но есть рекомендации.

  • Если у вас мало денег, не выстроены продажи и есть свободное время - пробуйте сами.
  • Если у вас проект постоянно обновляется, генерирует много контента с коротким сроком жизни и вам важно оперативно сообщать его аудитории - нанимайте человека в штат.
  • Если проект небольшой и соцсети для него - дело второстепенное (продажи только офлайн, узкая аудитория, b2b-бизнес), то берите фрилансера. Только следите за ним!
  • Если проект требует внимания к соцсетям, вам важно гарантированно достигать определенные показатели, либо проектов много, а штат держать невыгодно - обращайтесь к студиям.

Рекомендации не охватывают все возможные конфигурации "бизнес/цели", если что.

Задавайте вопросы, предлагайте темы для следующих статей.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Андрей 11325
Только написал коммент на первый пост, а тут у же и второй оказывается имеется.

Обязательно в первую очередь и у фрилансеров и у агенств смотреть кейсы и подтверждение этих кейсов, дабы не тратить лишнее время.

Потому что кейсы по раскрутке группы в Тойоте - превращаются в пшик, Форекс - оказывается мелким партнером самого Форекса, Якитория - оказывается местным рестораном в одном из заблудших городков России, а Наталья Орейро в распродажу билетов перекупов.
Ответить
YaketySax
Студия медиа-маркетинга
Pavel Rine
Аминь! Сам сталкивался с подобным, когда подрядчик хвалился сотрудничеством со Шкодой, а по факту, один из сооснователей был просто подсобным рабочим/световиком у этой автогиганта
Ответить
Артур Александрович
Про миллион аккаунт - полная ерунда от автора, если он сомневается, что такое бывает, то даже не знаю, что тут за агентство. ( конечно не миллион но на пару десятков тысяч вступивших хватит).
Ответить
Артур Александрович
именно из-за таких пзлв некоторые заказчики не понимают, что подписчики с таких методов дороже и это совсем не накрутка, не блт
ы и не офферы
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.