Главное Авторские колонки Вакансии Образование
477 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Методология и технология

Сегодня рассмотрим такие сложные понятия как методология и технология деятельности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Учитывая факт того, что тема сегодняшней публикации, также как и рассматриваемые после ятия, сложны, подведём под наши рассуждения научный фундамент, основанный на работах по данной тематике уважаемых людей таких как А.М. Новиков, академик РАО, Д.А. Новиков, член-корреспондент РАН.

Итак,

Методология — теоретические основы организации деятельности.

Рассматривая методологию как учение об организации деятельности, дадим определения таких понятий как деятельность и организация.

Деятельность — сознательное активное взаимодействие субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая целей. (Википедия)

Человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.

Бизнес-деятельность, которая является примером репродуктивной деятельности, должна легко воспроизводить свои копии на основе предыдущего опыта человеческой деятельности в сфере бизнеса.

При этом для каждого конкретного субъекта, практически реализующего данную деятельность, она является продуктивной, опытной, а, следовательно, требующей методологических основ для оптимального воспроизведения.

Продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.

Например, научно-исследовательская деятельность по определению всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данной организации) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат.

В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.

Организация​:

1)​ внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением (структура, функции);

2)​ совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (система);

3)​ объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная группа, объединение).

Таким образом, методология рассматривает организацию​ деятельности​ (деятельность — целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками,​ логической структурой​ и процессом ее осуществления —​ временнόй структурой​.

Логическая структура​ включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие​ характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности.​

Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются​ проектами.

Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по

фазам, стадиям и этапам,

причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности.

Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

—​ фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;

—​ технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;

—​ рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»:

1.​ Характеристики деятельности:

·​ ​ ​ ​ особенности,

·​ ​ ​ ​ принципы,

·​ ​ ​ ​ условия,

·​ ​ ​ ​ нормы деятельности;

2.​ Логическая структура деятельности:

·​ ​ ​ ​ субъект,

·​ ​ ​ ​ объект,

·​ ​ ​ ​ предмет,

·​ ​ ​ ​ формы,

·​ ​ ​ ​ средства,

·​ ​ ​ ​ методы,

·​ ​ ​ ​ результат деятельности;

3.​ Временнáя структура деятельности:

·​ ​ ​ ​ фазы,

·​ ​ ​ ​ стадии,

·​ ​ ​ ​ этапы деятельности.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

Теперь перейдём к рассмотрению понятия Технология.

Техноло́гия — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Технология — это реализованная методология.

Практическим инструментом технологии является технологическая карта.

Технологическая карта должна отвечать на вопросы:

какие операции необходимо выполнять;

в какой последовательности выполняются операции;

с какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза);

сколько потрачено времени на выполнение каждой операции;

какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Технологические карты разрабатываются в случае:

высокой сложности выполняемых операций;

наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей;

при необходимости определения трудовых затрат на эксплуатацию объекта.

Не стоит думать, что раз данный документ именуется технологической картой, то сферой его применения будут являться исключительно производственные процессы.

Ну, или так, для владельца бизнеса ВСЯ бизнес-деятельность является «производственной», точнее сказать, процессной, в которой каждый процесс должен иметь под собой как фундаментальные методологические основы, так и чётко обозначенные технологические карты с чёткими маршрутами движения, инструкциями и регламентами каждого бизнес-процесса, что существенно облегчит прохождение квеста под названием Бизнес-деятельность.

Методология и Технология в бизнесе позволят перевести бизнес-деятельность из категории продуктивной (творческой, исследовательской, учебной), в категорию репродуктивной (обоснованной, однообразной, как работа на копировальном аппарате, и коммерчески целесообразной — приносящей выгоды реализующему её человеку, — владельцу бизнеса), что и является основной целью Бизнеса.

Подвести фундаментальные основы, разработать методологию и технологию вашего бизнеса вам поможет наша команда ЯПрофессионал.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.