Проблемы в отношении к бухгалтерии или Почему вашему бизнесу нужно ТО
Одна из главных «болей» современного бизнеса — бухгалтерия. В представлении большинства предпринимателей это что-то сложное, неподъемное, запутанное и страшное. Через дебри требований, рекомендаций, правил и документов невозможно пробраться без проводника, переводчика, волшебного кольца и человеческих жертв.
А как только это наконец удается сделать, выходит какая-нибудь поправка или пояснение, и всё проходится начинать сначала — ведь это маленькое (казалось бы) изменение может стать для бизнеса критическим.
В этой статье мы расскажем о том, как не стоит относиться к бухгалтерии — в конце концов, именно от того, соответствует ли ваша документация законодательству, не в последнюю очередь зависит сохранность бизнеса.
Думая о бухгалтерии, предприниматели чаще всего выбирают одну из следующих стратегий:
Стратегия первая. Откладывать до последнего
Включается естественная защита нашего мозга: что-то непривычное и сложное страшно начинать «копать», ведь это долго, непонятно и некомфортно. Поэтому вы откладываете вопросы бухгалтерского учета «на потом» или надеетесь на авось. Что, в принципе, можно понять, ведь ваша основная задача — заниматься бизнесом.
Это, пожалуй, самая опасная позиция: бухгалтерия — это не заплатка, не сезонный проект, не разовая акция
Это постоянный процесс — сбор документов и ведение документооборота, соблюдение всех сроков и дедлайнов, контроль за выходом новых законов, поправок и пояснений, налоги, аудит, проведение платежей и прочая, прочая, прочая.
Например, компания вспоминает, что через месяц нужно сдавать годовую отчетность, а документы не собирались с апреля. Что это значит? Девятимесячную работу нужно уместить в один месяц: это дорого, сложно и очень нервно. И ещё не факт, что это вообще выполнимо — вас могут выручить профессиональные бухгалтеры, но и они не всесильны.
Стратегия вторая. Нанять бухгалтера и выкинуть это из головы
Кажется, что в этом подходе нет ничего плохого: вы можете нанять профессионала, который будет разбираться с документацией и налогами, пока вы будете заниматься, собственно, бизнесом. Бухгалтеров много, и найти его не составит особого труда.
И вам действительно может повезти: вы найдете хорошего специалиста, который будет вовлечен в ваш бизнес.
Но уже здесь начинаются проблемы — действительно классных бухгалтеров мало
Они уходят в крупные компании с целыми бухгалтерскими департаментами. Их можно понять: там платят (обычно) больше, есть карьерные перспективы и саморазвитие. Кроме того, они могут общаться с людьми из своей сферы. Это большой плюс.
В малом и среднем бизнесе работы для бухгалтера не очень много — в представлении работодателя, небольшое количество работы должно оплачиваться соответственно. Звучит разумно.
Но справедливо и другое — на небольшие деньги идут либо не очень хорошие специалисты, либо те, кто быстро прокачивается и уходит в крупные компании, а предпринимателю приходится спешно искать и вводить в курс дела нового бухгалтера. На те же условия. С тем же результатом.
В любом случае контролировать работу бухгалтера всё равно придется предпринимателю — за неимением (особенно это актуально для малого бизнеса) финансового директора. Так что полностью забыть об этом не получится, а результат может быть плачевным.
Например, срок налоговой давности в России — 3 года, поэтому о том, что ваш бухгалтер что-то не сделал, не отправил или сделал неправильно, вы можете узнать только через год или два, когда до вас дойдут требования от налоговой инспекции.
Стратегия третья. Разобраться во всем самостоятельно
Вы можете прочитать все кодексы и законы — со сносками, пояснениями, письмами, положениями и дополнениями. Пройтись по профильным сайтам и почитать FAQ от знающих людей. Полистать кейсы и даже открыть учебник по бухучету. Скачать чек-лист. Месяц не вылезать из гугла и решить, что вы во всём разобрались.
Это достойно уважения и этого может даже хватить — на первое время, если вы открываете небольшой бизнес.
Но стоит задать себе несколько вопросов: готовы ли вы отрывать столько времени от основного занятия — собственно, бизнеса? Представляете ли вы, сколько новых пояснений и поправок к законодательству выходит ежегодно? А ежедневно? Знаете ли вы, что некоторые из них предписывают «переобуть» свой бизнес на ходу? Готовы ли вы заниматься постоянным мониторингом ещё и этого поля, не боясь упустить важные, критические детали?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов «нет», то нужна другая стратегия. Это не значит, что базовые знания не нужны — они необходимы. Но глобально решать вопрос с бухгалтерией стоит всё же иначе.
Эти три подхода, конечно, не охватывают весь спектр возможных взаимоотношений бизнесмена и бухгалтерии — но это крайности, которые, к сожалению, встречаются в бизнесе намного чаще, чем того бы хотелось.
Такие стратегии опасны для бизнеса.
Мы больше не в 90-х
Мир изменился – причем во многих смыслах. Больше нельзя нанять хмурую женщину в велюре, которая за две недели сотворит магию и сдаст годовую отчетность компании, в которой 12 месяцев не заводили документы, не собирали акты и не подавали декларации. Это уже давно не работает.
Налоговая, банковская, юридическая системы стали совершенно другими: «кривая бухгалтерия» не поможет. Она только ещё сильнее запутает дело и усложнит процесс приведения документации в порядок — а до этого, безусловно, дойдет, если владелец бизнеса заинтересован в том, чтобы остаться на плаву.
Мы не занимаемся срочной доставкой
В бухгалтерском учете нельзя решить проблемы, которые копились несколько месяцев, за две недели. Если всё запущено, крутость специалиста, к которому вы обратитесь на этом этапе, уже не будет иметь особого значения: бухгалтерия — это процесс, на который нужно время.
Представьте: от 30 до 60% поставщиков услуг, с которыми работают бизнесы, могут не дожить до конца года. Если вы не собрали документы сразу, вы можете не собрать их никогда.
Мы не можем вылечить неизлечимое
Не затягивайте до последнего!
Как и в случае со здоровьем, не нужно идти к врачу, когда боль уже невозможно терпеть — занимайтесь профилактикой, проверяйте «здоровье» своего бизнеса на регулярной основе, доверяйте наблюдение и диагностику профессионалам. Адекватно реагируйте на внештатные ситуации — не ждите, что «пройдет как-нибудь само». Не пройдет.
Помните — внимание к вашему здоровью и к бухгалтерии вашего бизнеса всегда окупается.
Бухгалтерия — это техническое обслуживание бизнеса
Например, в любом спорте каждый год выходят новые правила и требования, которые вынуждают спортсменов адаптироваться. Разумеется, гонщики Формулы 1 не следят за этим сами, не собирают двигатель своего болида в соответствии с новыми регламентами вручную и не выезжают на новую трассу без подготовки.
Их обслуживают целые команды людей, которые следят за всеми изменениями, занимаются техническим сопровождениям и получают кайф от поиска новых «лайфхаков». Чтобы снизить уровень риска для пилота и дать ему возможность концентрировать свое внимание только на гонке.
Если у вашей машины начинает стучать двигатель, вы не ждёте, пока заглохните посреди шоссе — вы сдаете машину на ТО
Это хорошая и правильная философия — её, к сожалению, очень не хватает многим предпринимателям. А ведь она значительно облегчает дело и позволяет им получать ещё больше удовольствия от своей работы.
—
P.S. Хотите посмотреть, как работают «Яшин и Партнеры» — заходите в раздел с видео на нашей Facebook-страничке. Здесь — жизнь нашего офиса.
P.P.S. Ссылка на наши Telegram-стикеры — скоро добавим новые!