Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
317 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как зарегистрировать товарный знак

В чем разница между логотипом и товарным знаком? При каких условиях можно регистрировать товарный знак? И сколько действует авторское право в этом случае? Давайте разберем все особенности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Так как мы уже открыли серию статей об авторских правах, решили сейчас коснуться темы регистрации товарного знака.

Эта тема особенно важна для начинающих бизнесменов, ведь товарный знак — это по сути отличительный знак продукции организации или ее самой, который выделит фирму среди тысячи.

Логотип и товарный знак

Собственник запускает бизнес, разрабатывает себе логотип, согласовывает дизайн, оплачивает его и делает красивую вывеску. А потом замечает у соседа нечто похожее, только доработанное лучше и интереснее.

Первое, что нужно понимать, логотип не является товарным знаком до тех пор, пока не будет зарегистрирован. А регистрировать товарный знак можно только в привязке к конкретному юридическому лицу или ИП. На логотип действуют авторские права; права как на промышленный образец, если он будет использоваться, например, в 3D объеме на вывесках; или право товарного знака (если последние два зарегистрированы в этом качестве).

Автор логотипа — дизайнер, и его права на имя неотчуждаемо. Но дизайнер передает исключительные права на использование логотипа. И лучше в договоре с дизайнером это прописать. Что он разрабатывает и передает исключительные права по договору об отчуждении для того, чтобы впоследствии Заказчик мог в полной мере распоряжаться логотипом на свое усмотрение.

Поэтому делаем вывод первый

Товарный знак — это уже зарегистрированный логотип. Сам по себе логотип — это средство индивидуализации — ст. 1229 ГК РФ. И никто не может использовать логотип без согласия правообладателя (поэтому важно заключить договор отчуждения исключительных прав с дизайнером).

Теперь разберемся с наименованием фирмы

Если вы регистрируете фирму, то ее название предполагается быть уникальным, хотя налоговая не обязывает и не проверяет. Но ООО и ИП могут существовать под названием «Ромашка», что не очень выгодно с точки зрения бизнеса.

Товарный знак — не обязательно знак товара фирмы или ее средства индивидуализации. Товарный знак может быть и средством индивидуализации фирмы, которая предоставляет услуги. Одна и та же фирма может регистрировать сколько угодно товарных знаков для своих отдельных категорий товаров.

Вывод второй

Товарный знак может быть названием или логотипом. Вместе или по отдельности. Но надо помнить, что защите подлежит только тот вариант, который вы предоставили на регистрацию в качестве товарного знака.

ООО Ромашка и ИП Ромашка могут зарегистрировать такие варианты своего наименования, если у них будет отличительный дизайн букв или логотипы будут разными вместе с зарегистрированным с ними наименованием. Варианты разные, но защите подлежит то, что уже зарегистрировано.

Перед регистрацией нужно обратиться в патентное бюро, которое проверит соответствие товарного знака принципам уникальности. По всему миру сложно проверить товарный знак в силу понятных обстоятельств. Россия — участница международных договоров в области защиты товарных знаков. И согласно этим положениям нельзя будет зарегистрировать схожий по внешнему виду товарный знак, например, моторного масла BMW, которое будет производиться в Рязани другим производителем. А вот bmv уже можно регистрировать. Но антимонопольный комитет (и не только он) может придраться в связи с введением покупателей в заблуждение. Так что лучше не рисковать и искать свое название фирме или продукту.

Регистрация и документы

В Приказе Минэкономразвития № 482 вы сможете найти полный перечень документов для подачи заявки на регистрацию. Перечень длинный. Ограничимся только тем, что указано в ГК РФ. Для регистрации нужны:

  1. Заявление
  2. Правоустанавливающие документы на юридическое лицо, сведения о его местонахождении и регистрации
  3. ИП предоставляет свои паспортные данные и сведения, содержащиеся в ЕГРИП с указанием прописки и места нахождения
  4. Само обозначение товарного знака, его 3Dмодель по желанию
  5. Описание
  6. Перечень товаров, на которые он будет распространяться

Охрана

Исключительно право на товарный знак действует 10 лет. Если товарный знак не используется в течение 3 лет, то защита аннулируется. И если вы знаете о таких случаях и заинтересованы в покупке исключительных прав на товарный знак другой фирмы, можно направить ей заявление по истечение трех лет с просьбой о передаче прав или об отказе в Роспатенте от таких прав. Если вам не ответили, то ждете два месяца и обращаетесь в суд с иском о досрочном прекращении правовой охраны.

Если товарный знак признан общеизвестным, то права на него охраняются бессрочно.

Берегите индивидуальность своей организации.

С уважением к людям и законам, ваш Юрист24.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.